Синтезировать историю

7 минут
На прошлой неделе в Калининграде побывал бывший главный архитектор Берлина Ханс Штимманн, руководивший его масштабной реконструкцией, имеющий высочайший
международный авторитет и огромный практический опыт

Галина ЛОГАЧЁВА

Его визит состоялся по приглашению главы города Александра Ярошука в преддверии подготовки к проведению международного конкурса проекта «Сердце города».
- На сегодняшний день администрация Калининграда и областные власти приглашают экспертов для того, чтобы правильно сформировать техническое задание на проведение международного конкурса по застройке «Сердца города», а также для того, чтобы его провести, пригласив в жюри людей, которые уже создали шедевры, удивляющие весь мир, - пояснил Александр Георгиевич. 
shtimmann.jpg
Что с Домом Советов?
Градоначальник и знаменитый архитектор встретились перед Медовым мостом, ведущим на остров Канта.
- Какое впечатление о Калининграде? – поинтересовался Александр Ярошук.
«Я много читал о Кёнигсберге-Калининграде, прежде чем сюда ехать, - ответил Ханс Штимманн. - Это город с большими изменениями, не только архитектурными. Перед вами стоит задача культурного перехода. Современную историю надо синтезировать: старина, современный слой и слой будущего. Но переход должен проходить только в условиях диалога: категоричность - или «за» или «против» - навредит, она не нужна». 
Когда не спеша, беседуя, подошли к Кафедральному собору, к могиле Канта, открылся вид на Дом Советов. «Его построили ещё коммунисты, - пояснил глава города, - на месте снесённого Королевского замка».
… Постояли. «Да, - понимающе кивнул Ханс Штимманн, - это поколение наших отцов: они постоянно что-то сносили, что-то строили… Это было их ошибкой». «Что с ним делать?» – поинтересовался Александр Георгиевич.
- Дом Советов - тоже часть истории Кёнигсберга-Калининграда, - заключил Ханс Штимманн. - И ему необходимо найти правильное, серьёзное, значимое применение. Ну, естественно, это не должен быть какой-нибудь торговый центр. 
«Придать ему другой внешний облик и вписать в тот проект, который будет принят после международного конкурса, - подытожил Александр Ярошук. - Я Дом Советов полностью обошёл снизу до верху – его можно использовать либо под административные нужды, либо под гостиницу. Про жильё и речи не может быть». 

Застраивать ли Остров?
Осматривая Кафедральный собор снаружи и изнутри, известный зодчий задавал много вопросов градоначальнику и сам комментировал ситуации, проводя аналогии с Берлином. Например, коснулись смыслового наполнения Собора. «В центре Берлина тоже стоит церковь Святой Марии и рядом тоже нет жилья. Ведутся дискуссии: должна ли церковь снова стать центром общины или остаться греческим храмом? – Поделился мыслями Ханс Штимманн. - Ведь, с одной стороны, церковь – дом господень, центр жизни общины, для этого центра желательно, чтобы рядом жили люди. Но нужно ли возле этой церкви строить дома? Учитывая, что Берлин – город безбожников...» 
Постояли у довоенного панорамного фото острова, снятого сверху, датированного 1936 годом. Подивились: насколько плотно он был застроен. «Застройка фантастическая, - заключил Александр Ярошук. - Нам такой не надо». 
«Нужно спросить у молодых, им же жить в этом городе: хотят ли они застроить Остров жилыми домами? Пойдут ли жить в эти кварталы?» - согласился Ханс Штимманн.

Без «уродцев»!
Затем градоначальник с гостем и журналистами сели в автобус и проехали по историческим местам Калининграда. Мимо Рыбной деревни, по Высокому мосту, мимо кирхи Святого Семейства к Южному вокзалу и далее через Бранденбургские ворота (единственные из оставшихся, через которые на сегодня можно проезжать), по эстакадному мосту, мимо Штадтхалле (историко-художественного музея) и далее по улице Фрунзе. 
Про все достопримечательности насколько можно подробно рассказывал Владимир Смирнов, председатель ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков в КО.  
Остановились у Королевских ворот. Здесь Ханс Штимманн и Александр Ярошук дали небольшую пресс-конференцию.
«К сожалению, мы сами с тем мировоззрением и с тем потенциалом архитектурного сообщества, который у нас есть на сегодня, не можем брать на себя ответственность формировать техзадание и проводить международный конкурс в Калининграде по застройке практически нового центра города, - прокомментировал Александр Ярошук. – Поэтому по приглашению областного правительства и городских властей к нам приезжают интересные люди, чтобы помочь сформировать техзадание для международного конкурса по застройке сердца Калининграда и провести сам международный конкурс. В данном случае эта очередная запланированная встреча с архитектором Берлина, который 15 лет руководил восстановлением восточной его части. Конечно, такие люди для нас интересны. 
Это не последний визит. Мы ещё пригласили экспертов из архитектурного бюро «Стрелка», где сейчас сгруппировали серьёзный потенциал архитекторов-урбанистов, с международными именами. В начале декабря они должны к нам приехать и рассказать о современных мировых тенденциях нашим архитекторам, мы им тоже предложим помочь в осуществлении проекта «Сердце города». 
Говоря о принятых в этом году нормативных актах, Александр Георгиевич отметил, что они, по его мнению, статут судьбоносными для Калининграда. Поскольку в них прописано сокращение площадей застройки при возведении строений – в пользу парковочных мест и рекреационных зон, и уменьшена этажность сооружаемых зданий. 
«Мы больше не позволим превращать наш город в небоскрёбы! – Повернувшись к многоэтажкам, заслоняющим собой вид на Королевские ворота, заключил мэр. – И таких уродцев, как, например, этот, больше не будет. Вот кто давал разрешение на его строительство? Просто руки поотшибать надо!»

«Критическая реконструкция»?
Ханс Штимманн, отвечая на вопрос журналистов: за кем всё-таки должно быть последнее слово в принятии решения по застройке центра - за жителями, властями или экспертами ответил так: «Архитектура принадлежит всем. От экспертов ожидают предложений - что и как необходимо построить. Один из самых главных уроков для меня, как для архитектора, состоит в том, что зодчий не всегда может исходить из собственного вкуса и желания. Город не является объектом искусства. Он – для людей. Самое тяжёлое в нашей профессии - соединить прошлое, настоящее и будущее». 

Насколько вообще целесообразно восстанавливать исторический центр?
Ханс Штимманн: - В Берлине в 1980-е годы было выведено такое понятие как «критическая реконструкция». Это как бы реконструкция городского плана, а именно, дорог и площадей, но наполненных архитектурой нашего времени. Потому что мысль, воспоминания о прошлом города – именно улицы и площади. Я думаю, что этот метод можно было бы использовать и в Калининграде. А понятие «восстановление» я бы не употреблял, потому что оно слишком ностальгическое.

Нужно ли восстанавливать Королевский замок?
Х.Ш.: - Не нужно находить историю заново, нужно жить с ней дальше. В своё время замок был символом и монументом владычества. Без понимания назначения этого здания и возможности финансирования его строительства лучше оставить эту площадь последующим поколениям, как есть, либо немного её окультурить. Суть проблемы, как я понимаю, в том, чтобы калининградским архитекторам строить лучше, чем строили раньше.

Готовы ли вы быть членом жюри конкурса? 
Х.Ш.: - Для меня будет честью, если меня пригласят. Но я должен сначала посмотреть: заинтересует ли меня проект. Я сказал коллегам проекта «Сердце города», что я вообще бы не проводил никакого конкурса. Потому что конкурс – это всегда одно задание и одно принятое решение. Конкурс - это хорошо для постройки одного дома, но для всего города  - проблематично. Ситуация настолько многогранна, что её трудно в одном проекте скомбинировать. Что делать? Концепция должна сложиться в результате диалога, в котором примут участие специалисты по своим отраслям - озеленения, строительства дорог, зданий – каждый должен взять свою часть работ. Но посмотрим, может, всё у вас и получится... 

Ваше отношение к брусчатке?
Х.Ш.: - Там, где я прошёл, я заметил, что брусчатка в достаточно плохом состоянии, а для атмосферы города очень важны прогулочные зоны и тротуары.

Что важнее: история или удобства? 
Х.Ш.: - И история, и удобства, и красота – важно всё.
Разработано в АЛЬФА Системс