Хотя виконту Эриху родители и старались дать блистательное воспитание, но чтение он так и не полюбил. Страсть его состояла в том, что он рассказывал о себе небылицы
Галина ЧЕРНЫШЁВА
Он говорил, что поймал в море сирену, влюбился в нее и женился. Она родила ему сельдей с пять бочек - и ушла с ними в открытый океан! Что в другой раз, купаясь в Прегеле, он поймал руками огромного лосося, сел на него верхом, проплыл до Велау (современного Знаменска), но потом всё же выпустил и возвратился в Кёнигсберг пешком.
В то время, когда жил виконт, в городе входили в моду спиритические сеансы, и Эрих захотел обязательно организовать такой у себя дома, на вилле, которая располагалась на окраине Кёнигсберга возле кладбища.
Однажды в полнолуние к нему явились пять человек вместе с медиумом. В начале первого ночи горничная принесла им блюдце, зажгла свечи. Присутствующие сняли с себя все металлические предметы, а медиум положил на стол спиритическую доску (круг в радиусе примерно 70 см). Приоткрыли форточку, чтобы дух свободно мог просочиться к ним в небольшую овальную комнату, расселись вокруг стола. Медиум нарисовал на блюдце стрелку, и все участники сеанса положили на блюдце кончики пальцев, каждый касаясь пальцев другого.
Действо началось… «Дух Карл, приди!» - Хором позвали они умершего отца виконта Эриха. Но тот не отреагировал на призыв. Тогда позвали ещё и ещё раз, и, наконец, капризный дух явился. Первым его взялся «пытать» медиум: «Является ли он тем, кого они вызывали и согласен ли отвечать на вопросы?».
«Дух» ответил утвердительно. Тогда за дело взялся сам виконт, которому хотелось удостовериться, что дух действительно тот, за кого себя выдаёт. Он спрашивал: «Сколько ему, Эриху, лет, как звали его маму, болел ли он ветрянкой в детстве и т. д.». После каждого вопроса настроение вызванной потусторонней сущности портилось. В конце сеанса дух вообще повёл себя как капризный ребёнок: щелкнул каждого присутствующего по носу и потушил свечи… И улетел в форточку.
… Этот спиритический сеанс даром не прошёл. Буквально через пару дней местный пастух прибежал к виконту со страшной вестью: папаша Карл вылез из своей могилы и пошёл шататься по округе (этот пастух сам видел!).
Виконт немедленно отправился осматривать могилу отца. Она, действительно, была раскурочена. Мало того, рядом были вскрыты ещё семь могил, из одной извлечён череп и водружён на шест. Но это ещё не всё. Погребенная неподалёку мамаша виконта, со слов крестьян, с некоторых пор часто стала вставать из могилы и называть несколько имён местных жителей, которые затем в течение трёх дней умирали, покрываясь загадочными кровоподтёками, уже прозванными «щипками дьявола».
Короче, вся округа после истории со спиритизмом дни и ночи тряслась от страха. Кончилось тем, что папашу Карла пришлось ловить и хоронить заново. А тело мамаши виконта по приказу епископа вынули из гроба, обезглавили, окропили святой водой и вновь захоронили - после этого покойница уже не тревожила местных крестьян.
Виконт же Эрих, сказывают, с тех пор очень боялся духов, поэтому в его спальне ночами напролёт всегда бодрствовали два лакея.
Иллюстрация Игоря Пащенко