Кольцо монахини

3 минуты
В старом здании калининградской областной больницы (у немцев она называлась городская больница Кёнигсберга в Пруссии для бедных) работали и жили монашки. У каждой «невесты Христовой» на руке было кольцо, в знак обручения со своим Женихом 

Галина ЧЕРНЫШЁВА

Каждый зимний вечер, в злую стужу и пронзительный, с льдинками, ветер, в больницу на улице Альтросгартер Кирхенштрассе (ныне ул. Клиническая) приходила немецкая девочка лет восьми и останавливалась у ворот. Откуда именно она являлась и как преодолевала опасный путь по руинам разбомблённого города, никто не знал. Про неё известно было только одно: в её сумочке находилась маленькая кастрюлька, куда ей складывали объедки со стола больных. 
koltso_monahiny.jpg
Февраль 1946 выдался особенно холодным. Однажды, когда тусклый вечер уже переходил в ночь, главврач областного роддома Виктор Лапидус вышел во внутренний дворик и услышал детские рыдания. Плакала та самая девочка. Как оказалось, сегодня ей не только не дали объедков, но и запретили впредь подходить к воротам областной больницы. Как выживать теперь её маме, маленькой сестричке и ей самой – она не знает. 
Виктор Львович взял ребёнка за руку и повёл на кухню: «Я зачисляю тебя в штат посудомойкой. Начнёшь работать с завтрашнего дня». И, обращаясь к изумлённым видавшим виды санитаркам: «Чтоб не смели обижать!»
В те далёкие годы вместе с русскими работали в этих двух, буквально через узкую улочку, больницах, сёстры-монашки из ордена Деконис. У каждой на пальце было кольцо в знак обручения с Господом Иисусом Христом. Монахини эти были особенными: все исключительно из аристократических семей, закончившие специальный факультет Альбертины. Отличались они исключительной честностью и милосердным отношением к больным, безразлично к их полу, возрасту, происхождению, вероисповеданию, политическим убеждениям и национальности. 
С одной из этих сестричек произошло однажды недоразумение. Началось с того, что в праздник решили побаловать больных пельменями. На кухню помогать их лепить позвали ещё пять монахинь. Одна из них, против своего обыкновения, сняла кольцо, чтобы не пачкать его фаршем. И вдруг кольцо исчезло! «Отдайте! – умоляла монахиня двух русских поварих. -  Это же святое!».  Но те только подёргивали плечами, фыркали и поджимали губы. Пропажа обнаружилась на следующий день. Кольцо принесла девочка-посудомойка. 
Она игралась во дворике с собакой, когда псинку вытошнило… из-за этого самого кольца! (Никто, очевидно, не заметил, как голодная дворняжка прокралась на кухню и проглотила лежащее на табуретке кольцо, пахнущее фаршем.)  
… Много лет прошло с тех пор. Ту девочку-посудомойку депортировали вместе с другими немцами в Германию, где она выучилась и получила звание профессора медицины. Приезжала в 90-х годах прошлого века в Калининград, чтобы встретиться с Виктором Львовичем Лапидусом и почтить память сестричек ордена Деконис. Многие из них после войны умерли от недоедания и болезней, и хоронили их при областной больнице, в зимнем саду. К слову, десятки этих монахинь – родом из графских семей - посвятили этой больнице для бедных свои жизни. С 1945 по 1948 годы они помогали выхаживать там и советских людей. Поэтому во внутреннем дворике «областной клинической» в октябре 1992 года сёстрам Ордена установили скромный памятник.

Иллюстрация Игоря Пащенко
Разработано в АЛЬФА Системс