Давно это было. Очень давно. Но всё же старинная история эта дошла до нас из глубины веков
Галина ЧЕРНЫШЁВА
Прусское племя самбов ни за что не хотело смиряться со вторжением в их земли рыцарей Тевтонского ордена. Как не желало и принимать христианскую веру. А потому братья-рыцари из замка Кёнигсберг, как горюет их летописец, никогда не знали покоя: «одной рукой выполняли работу, а другой от зари и до зари держали меч». Пруссы много раз штурмовали замок Кёнигсберг, но взять его не могли.
Атаки начинались уже на подступах к крепости. И однажды случилось вот что. Рыцарь Генрих Уленбуш, видя, что пруссы приближаются, бросил заряженную им баллисту и побежал в сторону Замка. Один самб метнул в него копьё со словами: «Сейчас ты у меня отправишься на небо!», но не попал. За Генрихом уже закрылись ворота, и копьё прусса угодило прямо в них.
Тогда самб поднял оставленную на поле боя баллисту… и повесил себе на шею. К нему подошли его брат-близнец и другие пруссы. Очень дивились они такому неведомому им прежде оружию и прикасались к нему руками в разных местах, пока кто-то случайно не нажал на спуск… Тогда струна баллисты мгновенно перерезала несчастному самбу горло и он сразу же умер.
… На землю опустились сумерки, на небе появились первые звёзды, а брат-близнец всё горевал о своём так глупо и нелепо погибшем родственнике. Наконец, он поднял баллисту и принёс к жрецу. «Какой казни заслужило это неведомое нам оружие? - спросил он. – Сжечь его на медленном огне? Или разрубить на мелкие куски? А может, ты придумаешь ему другую, более жестокую смерть?»
Жрец, подумав, отправился к вечнозелёному дубу с широкой вершиной и такой густой кроной, что сквозь неё не проникали ни дождь, ни снег. Пройдя мимо священного огня, змеи, пьющей из сосуда молоко, и трёх черепов - человека, коня и быка - жрец зашёл за шесты с растянутыми между ними полотнищами и притронулся к мощному стволу. И стал просить совета у трёх своих богов: Перкуно с пламеневидными волосами, Потримпо с венком из злаков и Патолло.
Что именно сказали ему эти боги неизвестно, но только после общения с ними жрец призвал к себе оставшегося в живых близнеца-самба и приказал ему научиться в совершенстве владеть баллистой. Дабы разить ею врагов-рыцарей.
И близнец этот внял словам жреца и научился пользоваться неведомым прежде оружием. Да так, что ещё не каждый рыцарь смог бы с такой меткостью попадать в цель. Стрела его баллисты однажды пронзила сразу несколько человек, а в другом случае пригвоздила к дереву рыцаря в доспехах.
Дальше – больше. Пруссы добыли ещё одну баллисту, для метания камней. Выпущенный из неё снаряд мог сносить уже зубцы крепостной стены Замка «Кёнигсберг» вместе с людьми, отрывая части их тел.
Иллюстрация Игоря Пащенко