Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
Береговая улица идёт вдоль восточного берега Верхнего озера. В 200-300 метрах от её впадения в ул. Невского лет сто назад стоял Лёбенихтский кирпичный завод.
Кирпич с этого завода везли на стройки Кёнигсберга, а ещё брали на возведение колонии вилл Марауненхоф (главная улица Марауненхофа — современная Тельмана).
Рассматривая довоенные карты города, можно понять, что нынешняя Береговая образовалась из двух кёнигсбергских улиц: Кунценер вег («Кунценская дорога») и Ам Цигельхоф (улица «У Кирпичного двора»). Их границей служило пересечение с улицей Сержантской (бывшей Заркауэр штрассе)
Откуда название «У Кирпичного двора» — мы уже знаем. На улице стоял кирпичный завод.
А вот «Кунценская дорога» именовалась так потому, что по ней добирались на Куршскую косу, где находился посёлок Кунцен (к югу от современного Рыбачьего). Кунцен после войны переименовали в посёлок Красноречье. Просуществовал он до середины 70-х годов XX века. После чего его упразднили, а людей переселили в Рыбачий.
Переправа и купальни
Калининградские старожилы хорошо помнят лодочную станцию на восточном берегу Верхнего озера. Но мало кто знает, что на её месте в начале XX века работала паромная переправа, доставлявшая людей на противоположный берег.
А рядом с переправой располагался Schreber-garten (в переводе небольшой садовый участок), на котором, прямо у воды, стоял рыболовный клуб.
С появлением в Кёнигсберге разветвлённой удобной сети трамвайных линий в переправе уже не было нужды: на её месте примерно в 30-х годах прошлого века оборудовали общественную купальню (по-нашему, песчаный речной пляж с лодочной станцией).
И таких купален имелось на восточном берегу две.
Где располагалась одна — мы уже сказали, а другая работала примерно там, где сейчас современные детская и спортивная площадки.
Дворцы лучше вилл
Надо сказать, что правый берег Верхнего озера также входил в колонию вилл Марауненхофа. Здесь для жизни имелись немыслимые на то время удобства: канализация, водопровод, газ, электричество, гаражи под каждым домом, рядом — трамвайная линия.
Поэтому владельцам современных «дворцов», коих на Береговой множество, не требовалось больно-то и вкладываться в сети. Знай сноси немецкие небольшие аккуратненькие особнячки и строй на готовых сетях.
Так что исторических построек на улице не так уж и много.
Но зато по оставшимся можно составить представление о довоенной застройке этого прекрасного участка Кёнигсберга.