Что видел Наполеон, где паслись коровы и овцы, где жители Кнайпхофа (остров Канта) и Альтштадта (территория перед Замком) хоронили своих сограждан, вы узнаете в сегодняшней экскурсии «Гражданина»
Галина ЛОГАЧЁВА
Улица Багратиона находится на территории, которая у немцев называлась Хаберберг (Haberberg - Овсяная гора) — на юге Кёнигсберга. Хаберберг был вытянут с запада на восток, начинался от Бранденбургских ворот и заканчивался у Высокого моста через Прегель.
Поселение это впервые упомянуто в 1327 году. Во времена Тевтонского ордена здесь была деревня (немногим более 20 дворов), подчинявшаяся крестоносцам.
Во время войны с Польшей 1520-1521 гг. именно в Хаберберге развернулась большая драма. Этот пригород сожгли сами жители, чтобы не допустить вражеское войско, наступающее с юга, к Кнайпхофу (острову Канта).
После окончания войны Хаберберг вновь отстроили, и в 1613 году он получил статус самостоятельной общины. Сельский уклад жизни просуществовал тут вплоть до конца XIX века. Сегодня трудно себе представить, что ещё каких-то сто пятьдесят лет назад на месте улицы Багратиона паслись коровы и овцы, бродили лошади.
Активно осваивать Хаберберг стали в конце XIX века и продолжали вплоть до Второй мировой войны, которая, кстати, катком прокатилась по постройкам, не оставив практически ничего.
И всё же какие-то штрихи, дыхание прошлой жизни, конечно же, уловить можно.
Их видел Наполеон
Современная улица Багратиона образована из двух кёнигсбергских улиц - Альтер Гартен (Alter Garten - Старый сад), которая шла от Бранденбургских ворот до современного Ленинского проспекта, и Унтерхаберберг (Unterhaberberg - от Ленинского проспекта до Высокого моста, до слияния с ул. Дзержинского).
Самое примечательное строение на современной улице, - это, безусловно, Бранденбургские ворота, названные так потому, что через них в давние времена шёл тракт к замку Бранденбург (ныне Ушаково). Построили их в 1657 году, и были они вначале деревянными, упирались в земляной вал, перед которым шёл ров, заполненный водой.
Деревянную постройку снесли спустя сто лет по распоряжению прусского короля Фридриха II, который пожелал защитить и значительно укрепить город с юго-западного направления, построив ворота из камня.
Когда Наполеон в июле 1807 года осматривал Бранденбургские ворота на правах победителя, он видел здесь уже массивную кирпичную постройку с двумя проездами, имеющими стрельчатое завершение. Гарнизон караульных размещался во внутренних казематах, где также имелись служебные, подсобные, складские помещения и подъёмники.
Ворота были значительно перестроены в 1843 году и с тех пор существуют в привычном нам виде.
На них установлены скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (1771—1848), которому в 1815 году российский император Александр I пожаловал орден Св. Георгия 3-й степени «В ознаменование отличной храбрости и подвигов, оказанных в минувшую кампанию против французов». И (справа) — генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778 — 1855), одного из авторов проекта строительства Второго вального оборонительного обвода Кёнигсберга, возводимого с 1843 по 1860 год.
Здесь хоронили
Если вы задумаете экскурсию по улице Багратиона, то рекомендую начать осматривать её с Бранденбургских ворот и затем двигаться в сторону Ленинского проспекта по правой, нечётной, стороне.
Но прежде нужно обязательно пройтись вдоль остатков средневековой каменной кладбищенской стены, где проходила юго-западная граница Кёнигсберга. Просто интересно, красиво, получите эстетическое удовольствие от созерцания старины.
Кроме того, здесь в 2007 году установили мемориальную доску трём ректорам Кёнигсбергского университета (поскольку некоторые преподаватели Альбертины хоронились на кладбище за этой стеной).
Как утверждает табличка, имена ректоров Людвигас Реза (1776-1840 г.), филолог, Карл Бурдах (1776-1847), физиолог, Якоб Краус (1753-1807), философ.
Прогуляться по территории двух кладбищ (Старое Альтштадтское и Старое Кнайпхофское) можно и до сих пор. Они застроены частично. Например, на северной границе Кнайпхофского кладбища по адресу Багратиона, 135 стоит сейчас детсад №29. Это и есть точка отсчёта. И сзади и слева от него, вплоть до домов №133-127 и 127-133 (во дворах) — находятся участки этих двух старинных погостов. От них не сохранилось ничего, кроме остовов нескольких скамеек, да остатков входа на кладбища в виде обветшавших столбов между домами №№117 и 119.
Их учили
Достаточно большой участок на Альтер Гартен, согласно карте Кёнигсберга 1928 года, был «отдан» школам. Их здесь было по меньшей мере три, в том числе одна — для девочек.
«Школьная» территория начиналась от здания магазина «Военная книга» на углу Багратиона и заканчивалась домом №105-107. Кстати, это сейчас дом №105-107 жилой, а раньше, по некоторым источникам, в нём размещалась вспомогательная школа «Комениус-шуле», названная так в честь Яна Амоса Комениуса (1592 – 1670), чешского философа, гуманиста, теолога и педагога.
Сохранились и входные ворота в школьный комплекс. Через них, в том числе, можно выйти к красивому зданию одной из бывших немецких школ (ныне здесь школа №16). Здание отреставрировано и украшает эту часть улицы.
(Продолжение прогулки по ул. Багратиона в следующем номере.)