С первым рейсом Саше Воловичу повезло — сразу за экватор. БМРТ «Кристалл», на котором он был четвёртым штурманом, шёл за рыбой к берегам Намибии. И вот уже Нептун с пышной бородой из распущенной капроновой верёвки, потрясая трезубцем, повелел бросить молодого моряка в купель...
Юлия ЯГНЕШКО
С этого крещения на экваторе и началась долгая морская биография Александра Александровича Воловича, капитана дальнего плавания, а затем - главного капитана Калининградской базы тралового флота. Он и сегодня с теплотой вспоминает свой первый траулер «Кристалл». А первого капитана, Анатолия Григорьевича Туркалова, который принял его в экипаж в 1961 году, характеризует кратко: «Хороший человек. Мне повезло». Впрочем, как и многих, с кем ему довелось поработать.
Наденьте белые платочки
Родился и вырос Саша на Украине, в Мелитополе. В доме, который ещё до революции построил его дед Андриан Захарович. Что было непросто - дед рано остался сиротой. Про прадеда же известно, что он участвовал в первой обороне Севастополя.
Дед Андриан ещё положил начало целой железнодорожной династии. Отец Саши, например, был машинистом паровоза.
«Мне не было ещё и пяти лет, как началась война, - говорит Александр Александрович. - Во дворе у нас был репродуктор. И я помню, как все собрались и слушали Молотова. А через несколько дней моя тётя, заведующая аптекой, пришла домой в военной форме. Помню и первую бомбёжку. Я гулял на улице, баловался, стучал по акациям молотком. И тут недалеко пролетел самолёт. Огромный! И сразу взрывы».
Мальчишка бросился к себе во двор и там вместе с папой они упали на землю. Мама только посмеялась. Но когда погиб соседский мальчонка и дед из дома поблизости, стала тоже прятаться.
Город немцы взяли быстро. Почти никто не успел эвакуироваться. Но и больших потерь не было. А вот когда фашисты отступали, бои были страшные. Советская авиация и артиллерия нещадно обстреливали кварталы. А немцы жгли дома, школы... Потом принялись собирать мирных жителей и гнали со своими отступающими войсками, прикрываясь детьми и стариками. Поэтому люди прятались. Одна семья укрылась в окопе. Немцы требовали выбираться, а они всё не шли. И фашист бросил в окоп гранату...
«Мы с мамой и братом тоже попали в такую колонну, - рассказывает Александр Александрович. - Долго шли. Иногда нам на головы сыпались листовки. Я читать ещё не умел, но мама сказала, что наши лётчики просят женщин надевать белые платки, чтобы они могли отличить мирное население».
Их гнали несколько дней, иногда позволяя остановиться на ночлег посреди степи, сварить что-то на костре. А потом Воловичи сбежали. Бросились в деревню, постучались в дом и... угодили прямо к старосте. Но он оказался человеком хорошим, спрятал, спас.
Школа на табуретке
В 1944 году Саша пошёл в школу. Тетрадей не было. Резали мешки из-под цемента, расслаивали и писали. Сидеть тоже было не на чем. И каждый принёс из дома табуретку.
«В 1946-47 годах было очень голодно, - вспоминает Волович. - Отец получал 600 граммов хлеба в день. Я — 300. Мама не работала, ей ничего не полагалось. А брата уволили. Вот наши граммы и делили на всех. Иногда в школе давали по кусочку хлеба, а к праздникам — конфеты-подушечки.
Никогда не забуду, как на рынке я видел женщину с ребёнком. Она лежала на земле. Умирала с голоду... У людей самих ничего не было, но давали ей хоть по кусочку. Но она уже даже не ела...»
Из Канады в делегаты
После школы, поддавшись романтическому порыву, Александр поступил в Мурманское высшее мореходное училище на судоводительский факультет. А в апреле 1961 года с направлением на работу в «Балтрыбтрест» приехал в Калининград, был принят в «Запрыбхолодфлот». Потом эта организация раздробилась, из неё вышла КБТФ, где Саша и работал.
В 1968 году Волович стал капитаном, уже сам повёл БМРТ «Бирюза» в далёкую Намибию. Рейс складывался неплохо, но отозвали — надо было принимать новый БМРТ «Селигер» в Гданьске.
На этом судне он работал четыре года. И почти всё время в Северной Атлантике, у берегов Гренландии и Канады. Это тяжёлые районы для моряков — со штормами, туманами и сложной ледовой обстановкой. Неверное решение - и судно может погибнуть. А ведь ещё и рыбу надо поймать, план сделать.
В общем, скучно в море не было. Да ещё экипаж «бодрил».
Однажды закрытой связью поступила шифровка: срочно направить в порт приписки механика-наладчика.
- Толя, что натворил? - спросил капитан Волович, когда тот явился в рубку.
Парень плечами пожал, а потом догадался:
- Я нож сделал... Подарил знакомому. Наверно, пырнул кого-нибудь...
«Я пообещал, что будем защищать, - улыбается Александр Александрович. - Ведь Толя - человек хороший, да и работник тоже. А тут вторая телеграмма, уже из райкома: «Член вашего экипажа механик-наладчик Анатолий Мишкин избран делегатом 24 съезда КПСС». Уж как мы обрадовались!»
«Аtención!»
Ещё три года Александру Александровичу довелось поработать с кубинцами, в организации флота «Кубана де Песка». Было непросто. Надо и кубинцев учить всему и план обеспечивать. А отправили, совершенно не подготовив, — он не знал ни слова по-испански.
Но вскоре уже с шиком объявлял по радио морякам:
- Атенсион тодо триполюсион! Эс оро дэ камида.
Что означало «Внимание экипажу! Время обедать».
Кубинцам очень нравилось.
В 1976 году Волович сошёл на берег. Стал главным капитаном КБТФ, взялся за безопасность мореплавания, подбор и расстановку руководящих кадров на судах. Ведь от капитана и старпома зависят не только план по рыбе, но и жизнь экипажа.
«Одно время у меня было 800 судоводителей, из них 160 капитанов, - говорит Александр Александрович. - Следил я и за режимом плавания. Суда же работали в зонах иностранных государств, нужно было соблюдать международные соглашения. Но капитаны были отличные. Дмитрий Иванович Марков, Болеслав Лукич Ковтуненко, да всех не назвать!»
Неплохо справлялся и сам Волович. Аварии и даже трагедии, конечно, случались. Как-то судно чуть не перевернулось в порту у причала: механики создали аварийную ситуацию, стало заливать машинное отделение и судно потеряло остойчивость. РТМ «Тезей» в Баренцевом море решил спрятаться от шторма в бухте, а оказался на камнях. Там же РТМ «Головкин» столкнулся с БМРТ северного флота... А причина всё одна — головотяпство.
Но за время работы Воловича главным капитаном - с 1976-го по 1997 год - ни одно судно базы не погибло.
Не берут Героя
Случилась в жизни Александра Воловича и интересная встреча с Героем Советского Союза, контр-адмиралом в отставке Николаем Луниным. В 1965 году он прибыл в качестве капитана-наставника по военно-морской подготовке на БМРТ «Яшма», где Волович был старпомом.
Разговорились, и знаменитый подводник рассказал, как в 1942 году он атаковал линкор «Тирпиц».
Тогда Лунин командовал океанской крейсерской подводной лодкой «К-21». И ему приказали помешать германской эскадре, которая пошла на перехват союзного конвоя.
Подводники много часов охотились за целью, а когда обнаружили, дали по линкору залп из кормовых торпедных аппаратов. Послышались взрывы.
Но сейчас историки не могут найти подтверждения тому, что был подбит именно «Тирпиц». Но даже если Лунин подорвал миноносец или крейсер, атаку «К-21» следует считать успешной - конвой «PQ-17» был спасён.
И советские и зарубежные газеты много писали про эту историю. А Лунин жестоко поплатился. Гестаповцы арестовали его отца и казнили на главной площади Ростова-на-Дону...
- А меня теперь на работу не берут, - пожаловался напоследок Лунин. - Я хотел капитаном в море ходить. Но как узнают, что я Герой Советского Союза, начинают отнекиваться. Мол, как мы вас наказывать будем, если проштрафитесь?..
* * *
День рождения Александра Александровича — 12 июля - уже давно стал главным праздником в семье. Ведь так часто он совпадает с Днём рыбака. А к морю имеют отношение тут все. Жена Галина, с которой в 2014 году они отметили уже Золотую свадьбу, закончила КТИ, работала экономистом в рыбной промышленности. Старший сын Николай - капитан второго ранга в отставке. А младший, Вадим, с красным дипломом закончил Смоленский мединститут, стал врачом, но в случае чего — корабельный доктор. Династия!