Подделка, фальшивка, имитация, контрафакт, фейк – это одно и то же. В калининградских магазинах таких вещей много. Почему они оказываются
на прилавках?
Наталья ИГОРЕВА
Об этом мы рассуждаем сегодня с Иваном ШИТКИНЫМ, старшим инспектором отдела организации применения административного законодательства (ОО ПАЗ) УМВД России по Калининградской области.
Сразу оговоримся, что полиция защищает права производителей и создателей товаров, а потребителей – Роспотребнадзор.
Иван Викторович, часто в наших магазинах покупатель сталкивается с подделками (или фейками). Кажется, ими завален весь наш город…
И.Ш.: Не завален. В основном в том году почти 90% изъятого фальсификата оказалось спортивной одеждой марок Nike, Reebok, Adidas. А вообще человек выбирает сам, что купить. Если он считает, что его устраивает фальшивка за 1-2 тысячи, допустим, Dolce&Gabbana, то можно считать, что они с продавцом между собой договорились.
Так что, выходит, нашим жителям нравятся чай или майонез «made in подвал», вещи-имитации?
И.Ш.: Потребитель выбирает то, что ему нравится и по карману. Хотя нужно понимать: оригинальную сумку Louis Vuitton невозможно купить за 3 тысячи рублей (цена оригинала начинается от 80 тысяч). А знаете признаки подделки чая Lipton? В месте, где верёвочка крепится к пакетику – в оригинальной продукции она приклеена, а в подделке – приколота скрепкой. Но это, не нарушив упаковки, в магазине сразу не определить.
Давайте разберёмся: что такое подделка? Какие-то законы ограждают от пародий на Armani, Swarovski по-калининградски, суррогатный кофе, алкоголь и прочее?
И.Ш.: Вообще такого понятия – подделка – в законе нет. Государство, Административный и Уголовный кодексы России защищают производителя и обладателя товарного знака. И продажа контрафактного товара – это нарушение прав производителя, именно тех, чьим трудом это создано, кто работает, творит, изобретает.
Есть статья 180 Уголовного кодекса: «Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)». А наш отдел полиции работает по Административному кодексу: статья 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование чужого товарного знака, его изготовление, использование». Например, платок или сумка с имитацией логотипа Chanel – это незаконное использование товарного знака. В основном подобное и встречается у нас. И статья 7.12 КоАП– «Нарушение авторских и смежных прав». Допустим, DVD – диски по 2 или 10 фильмов на одном, подделывают компьютерные программы (Windows), ключи доступа к ним. (Есть нюанс по этой статье – обязательный критерий «с целью извлечения дохода»).
Так выходит, раз нравятся дешёвые вещи, но с логотипами престижных марок, то до авторских прав дела нет…
И.Ш.: Во-первых, в полиции не могут знать все места с контрафактом. Во-вторых, по закону должны быть потерпевший и заявление.
Нам пишут правообладатели: они беспокоятся и защищают свою продукцию, своё качество, бренд. Все товарные знаки регистрируются, и на них выдаётся свидетельство. Правообладатели по большей части находятся в Москве. Их сотрудники выезжают сюда и мониторят точки.
Допустим, компания ООО «Рес-Кью» предоставила нам список товарных знаков, защиту которых она осуществляет: Unilever (чаи, кофе, кетчупы, дезодоранты), различные марки стиральных порошков, табачных и алкогольных изделий и прочее. Раз компания к нам обращается по защите своих прав, значит её представители нашли суррогатные продукты в магазинах Калининграда и области.
Знаю, что у нас в розничных магазинах встречалась такая продукция. Это были бритвенные принадлежности Gillette. Нам писали заявления, хотя информация не подтвердилась.
Бывают и пустые жалобы. В центре «Доктор Борменталь» работал один товарищ. Обиделся, уволился и написал жалобу в полицию (причём во все представительства по регионам), что якобы фирма незаконно пользуется чужой вывеской. Проверили и выяснили, что гражданин тот кляузничал впустую, чтобы насолить. Центр реально являлся представителем этого доктора.
Какие фальшивые товары преобладают на территории нашего региона?
И.Ш.: В прошлом году в суд пошло 22 дела – это в основном подделка аудиовизуальной продукции. И 10 – по продаже контрафактных товаров - по большей части спортивной одежды.
Полиция проводит плановые рейды, например, операция «Контрафакт», которая длится два месяца. Сотрудник полиции определяет подделку на глаз. Главное слово за экспертом. А те, кому интересна защита его товарного знака на территории России, предоставляют нам отличительные признаки. Ведь сотрудник полиции (как и любой другой человек) не может знать каждое наименование оригинального товара. Это не реально! Для этого есть патентные поверенные, которые и проверяют – это их хлеб. Например, нам присылали признаки фальшивок электроинструментов Bosh, одежды LEVI`S, продукции Prokter & Gamble. Как–то наших сотрудников инструктировал представитель по парфюму HUGO BOSS: в каждой упаковке, куда вставляются флаконы, есть номер. Но его можно увидеть только под ультрафиолетом. Вот такая у них была форма защиты от фикции. Технологии на месте не стоят: изобретаются новые методы фальшивок. В индустрии подделок всё происходит молниеносно: модели из новой коллекции фотографируют на подиуме или витрине, и тут же они оказываются на китайских заводах и на рынках. И на глаз порой сложно определить - это оригинал или нет.
Однако сами предприниматели знают, что торгуют нелегальным товаром. Или прикидываются, что не знают. И чтобы видеть такие вещи, не надо быть экспертом. Для них закона нет?
И.Ш.: Не согласен, не обязательно знают или имеют подделки. Вот пример. Предприниматель стал напрямую из Германии возить марку Wella. Её правообладатель на территории России обратился в суд. Но продукция была оригинальная, не фальшивая, а только в обход одного звена в торговой цепочке – поставки осуществлялись напрямую. И суд ответчика не наказал.
Вот другая история, где и я лично участвовал: обнаружили на реализации в павильоне на Центральном рынке поддельные мобильники Nokia. По решению суда конфисковали 30 таких телефонов.
А когда сам продавец не скрывает, что торгует фальшивкой? Суррогатные продукты питания, алкоголь – конечно, не признаются, а промтовары - очки, шапки, обувь, да любая категория…
И.Ш.: Во-первых, необходимо заявление от покупателя. Во-вторых, заключение эксперта. Возможно, продавец знает, что реализует товар незаконно. Но если такое нарушение выявит полиция, то будет и реакция.
В суде полиция обязана доказать принадлежность товарного знака, что он чей-то. Бывает, что трудно найти на территории России правообладателя, да и эксперта. И в принципе пока нет заявления, то и суда нет.
Пусть человек покупает вещи в фирменном магазине. А чтобы обезопасить себя от покупки фейка, нужно попросить у продавца сертификаты на товар, договор на франчайзинг. Это позволит удостовериться, что магазин является официальным представителем бренда, а товар - оригинальный.
А как разделяется: уголовное это или административное правонарушение?
И.Ш.: Ущерб должен быть нанесён правообладателю или государству. Оба кодекса защищают одно и тоже. Только по УК ущерб должен быть причинён в крупных размерах - от 250 тысяч рублей. Если поймают «оптовика» - то статья за реализацию фальшивого товара предусматривает и до 6 лет тюрьмы.
Штрафы, в принципе, большие и по Административному кодексу: для граждан – не менее 10 тысяч рублей. ИП и должностные лица выплачивают трёхкратный размер ущерба (но не менее 50 тысяч). Юридическое лицо – 5-кратный (но не менее 100 тысяч). Все санкции – с конфискацией продукции.
Но на практике судьи назначают штраф ниже меньшего предела, учитывают положение человека. За одну сумку или платье обычно судьи не наказывают.
Как поступает контрафакт в область?
И.Ш.: Это пусть вам на таможне отвечают. Не моя компетенция.
Что посоветуете жителям?
И.Ш.: Если подозреваете, что продукция поддельная и вас она не устраивает – не покупайте, не поддерживайте подпольных производителей. Ведь фальсификат распространяется именно с молчаливого согласия покупателей. Приобретайте там, где меньше шансов наткнуться на подделку.
Обращайтесь в полицию, чтобы мы смогли это пресекать. Телефон: 55-14-00.
Иллюстрация Игоря Пащенко