Сегодня в заключительной части экскурсии по проспекту мы расскажем о том, что охраняет святой Георгий и где прячутся самые «засекреченные» ворота Кёнигсберга
Юлия ЯГНЕШКО
Часовенка на пересечении Гвардейского проспекта и ул. Горная появилась в 1993 году. Так православные люди почтили память воинов, погибших при штурме Кёнигсберга.
Сама часовня освящена в честь покровителя воинства - Святого Георгия Победоносца.
...Родился Георгий в Бейруте в III веке. Родители воспитали его христианином, а потом отдали на военную службу. Он стал тысяченачальником и любимцем императора Диоклитиана (известного своей жестокостью к христианам).
Не в силах видеть, как страдают собратья по вере, Георгий явился к властителю и стал просить прекратить казни. Но император бросил его в темницу и повелел отказаться от Христа.
Много дней Георгий лежал на земле с огромным камнем на груди. Его били воловьими жилами, колесовали, бросали в негашёную известь... А потом отрубили голову...
На иконах, в том числе на той, что находится на фасаде часовни, святого изображают на белом коне, с копьём, которым он поражает змия. По преданию, Георгий однажды спас от страшного змея (дракона, крокодила или другой твари — доподлинно неизвестно) девушку, которую язычники приносили в жертву. С тех пор, находясь в опасности, люди верят в чудодейственную силу святого.
Ворота, которых нет
Обойдя часовню слева, выходим на небольшую смотровую площадку, откуда открывается обзор на парк Победы и озеро продолговатой формы. Оно образовалось из старого рва. А мы стоим как раз на вершине крепостных ворот! (Но чтобы понять это, нужно спуститься в парк.)
Аусфальские ворота (Ausfall Tor) или «ворота для вылазок» построили в середине 19 века, как и остальные укрепления второго вального кольца.
Правда, настоящие ворота для вылазок в случае осады города были построены на 200 лет раньше и находились, вероятнее всего, где-то в районе разворотного кольца на Московском проспекте.
В 1866 году, во время очередной модернизации фортификационных укреплений, ворота отстроили заново по проекту военного инженера, генерала от инфантерии, члена Госсовета Пруссии Эрнста Людвига фон Астера (есть версия, что архитектором был фон Хайль). Он входил в комиссию по строительству вального кольца и стал автором проектов бастионов «Грольман» и «Обертайх», Бранденбургских, Закхаймских и Фридландских ворот, казармы «Кронпринц», равелина «Хаберберг» и других укреплений.
Узким тоннелем в оборонительном вале пользовались только пешие. (Одномаршевая цельногранитная лестница и узкий мост через ров не могли пропустить какой бы то ни было транспорт.) Но всё же это были «полноправные» городские ворота с казематами, амбразурами для ведения флангового и фронтального огня, боевой платформой, украшенной зубчатым парапетом, и блокгаузом (специальное укрепление для ведения кругового огня по противнику — прим. авт.).
Однако в 30-х годах прошлого века здесь построили дорогу и ворота засыпали. Но они продолжали жить. Во время Второй мировой войны здесь находился пункт управления воинскими частями. А после тут организовали склад, потом бомбоубежище для школы милиции, а затем коллектор сточных вод. (Недавно же местные диггеры обнаружили там чьё-то пристанище и массу восковых свечей.)
Ворота-сюрприз
Если пройти через парк по направлению к Преголе, то слева метров через 250 покажутся... ещё одни ворота! Даже для многих калининградцев это неожиданно. Ведь со стороны ул. Генерала Буткова, куда они выходят, Железнодорожные ворота (Eisenbahnhof Tor) почти незаметны — их скрывают от любопытных глаз строения автосервиса.
Кованая калитка открыта и даже приветливо распахнута. По мостику проходим к воротам. Они возведены также в середине 19 века, в том же стиле неоготики и также по проекту Астера.
Впереди три невысокие крепенькие башенки с зубчатыми парапетами наверху. За ними два больших пролёта, перекрытые бочарными сводами. Со стороны города (от Московского проспекта) пролёты оформлены стрельчатыми порталами из фасонного керамического кирпича. На замковых камнях порталов даты постройки: ближе к реке — 1866 год, на другом — 1889-й. Когда-то здесь располагалась кордегардия - помещение для караула, охранявшего ворота, а с обеих сторон примыкали казематы.
Проходя под воротами, обратите внимание на двойные вертикальные выемки в стенах, верхушки которых загнуты в сторону старого города. Это фортификационный элемент 19 века — штурмфалы. В случае штурма защитники могли заложить их массивными брусьями, которые словно жалюзи закрывали бы проём, не давая створкам ворот открыться.
Во время войны Железнодорожные ворота почти не пострадали. К тому же в 2007 году их вместе с Аусфальскими передали историко-художественному музею. Теперь они отреставрированы и готовятся принимать экспозиции. Хотя поговаривают, что там собираются разместить учебный центр для реставраторов.
Железнодорожные пути, которые когда-то вели на Пиллау (теперь Балтийск) из ворот убрали лет 15 назад. Сейчас один проём застеклён, а другим пока могут пользоваться прохожие.
Бывший вокзал
В самом конце Гвардейского проспекта, почти у реки, обратите внимание на скромное здание под №30. В лишённом всяких архитектурных излишеств строении, которое сегодня занимает калининградская таможня, уже и не узнать бывший вокзал Холландербаум.
Странное название - «Голландское бревно» - пришло из старины. Из тех времён, когда здесь, на берегу Прегеля, находился одноимённый таможенный пост, проверявший идущие мимо корабли.
Здание вокзала, откуда кёнигсбержцы и гости города уезжали на побережье, построили практически одновременно с двухъярусным мостом и Южным вокзалом и торжественно открыли в 1929 году. Тогда оно было совсем другим — его покрывала высокая крыша с рыжей черепицей, а посередине находилась башенка с часами. По бокам — два выступа в виде домиков, по первому этажу которых проходила крытая терраса. В пристройке работал ресторан для пассажиров. А на станции было два перрона и четыре пути.