Вот где у нас в области, в каком посёлочке, старинных благополучных домов больше, чем заброшенных,
тех, которых жалко? Как мне кажется, это в Загорском Черняховского района
Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
Загорское в 110 километрах от Калининграда, доехать можно за полтора часа на машине.
Крутой поворот — и вот уже видишь первые дома. Группа из трёх зданий возведена в стиле баухаус (bauhaus), очень модном в Германии в 20-е годы прошлого века. На вид крепкие. В них живут, что радует.
Посёлочек растянулся с двух сторон вдоль трассы.
Подъезжаем к центру. Останавливаемся. Осматриваемся.
На высоком холме высится готическая кирха. Целая. Отреставрированная. Острым шпилем упирается в небо.
К вершине холма, к кирхе, ведёт грунтовая дорожка.
Когда-то здесь было кладбище. Ещё заметны следы могил, даже остались некоторые памятники.
Например, «Пенсионер семьи Фёрда Шмидта Карл Хинц» или «Gustav Kraunus 8.2.1893 – 24.4.1910».
Корчмарь фон Манштайн
Обхожу кирху кругом, пытаясь найти вход. Но все двери закрыты, хотя воскресенье. А ведь, по идее, должна работать.
Подъехали на машине туристы, фотографируют здание и тоже пытаются зайти внутрь.
«Церковь открывается редко, - говорит нам женщина, проходящая вдоль трассы. Она местная, судя по всему. - Но иногда службы проводят. Наш храм называется в честь Иоанна Кронштадтского».
Зданию немецкой кирхи более сотни лет. Построена она на месте старой в 1891-1892 годах.
В ходе боёв Второй мировой войны серьёзно не пострадала.
А холм, на котором она так живописно смотрится, видимо, рукотворный.
Вообще история поселения Пелленингкен (Загорское) восходит к стародавним временам. Когда-то здесь жили пруссы. Но в XIII веке их деревню разрушили рыцари Тевтонского ордена.
И основали свою. И в этих местах поселились крестьяне из Литвы и Германии. Не очень богатые, судя по всему.
Местная церковная община появилась у них только в начале XVIII века, на первые богослужения собирались в небольшой хижине.
Дело пошло тогда, когда некий капитан фон Манштайн открыл здесь свою корчму. И сумел пробиться с просьбой к самому королю Фридриху Вильгельму I о разрешении построить в деревне кирху.
Король просьбу удовлетворил, дал денег на пиломатериалы, и в 1725 году в Пелленингкене появилась фахверковая церковь с деревянной башней.
Через семь лет после такого значительного события в деревню перебрались переселенцы из австрийского Зальцбурга. Жизнь стала веселей.
Но тут грянула Семилетняя война, в деревне отметились русские войска. За этой войной последовало наполеоновское нашествие.
Французы особо не церемонились с местными, пограбили их хорошенько, а заодно и церковь.
Воскресал посёлок после таких потрясений долго.
К началу Второй мировой в деревне проживали врач, аптекарь, имелась почта, сберкасса, магазины напитков и продуктов питания, бакалейный и мануфактурный.
Связь с внешним миром поддерживалась в том числе при помощи узкоколейной железной дороги Инстербург-Краупишкен.
Пелленингкен взяли воины 5-й армии к исходу 20 января 1945 года.
Кстати, у подножия того же холма, на которой стоит кирха, захоронены бойцы, павшие в тех сражениях.
В память о них - обелиск с выбитой пятиконечной звездой и датами: «1941-1945».
Дуб Бисмарка
Напротив кирхи, через дорогу, интересное по архитектуре здание. Перехожу дорогу и вижу, что в нём обосновалась библиотека. Как сказали мне местные жители, на первом этаже библиотеки оборудовали тренажёры — приходи, кто хочешь, и занимайся.
Напротив — баня, почта и акушерский пункт.
Кстати, неподалёку обнаружила большой, поросший мхом, валун, на котором высечено: «Bismarckeiche 1913». (То есть, «Дуб Бисмарка».)
Где стоял этот камень изначально — сейчас уже не скажет никто. Ясно только, что под дубом.
Ещё одно привлекательное место в посёлке связано с Домом культуры. Учреждение тоже в немецком, ухоженном строении. К нему примыкает небольшая площадка для выступлений и скверик со скамейками.
Отдайте её людям!
Налюбовавшись на кирху, отправляюсь искать заброшенный мост через реку Штриус (ныне Загорянка), по которому проходила узкоколейная железная дорога.
Мост построили здесь в самом начале 1900-х годов. Трёхарочный, из полевых камней. Перемычки арок выложили красным керамическим кирпичом. Рельсы на мосту давно демонтировали. А жаль.
Иду прямо по дороге. Машин мало. Если и едет какая-нибудь, то слышно её уже далеко-далеко. А в основном завывание ветра, да лай собак вдалеке. Как будто край земли.
Прохожу мимо интереснейшего строения, опять же в стиле баухаус, и не могу не остановиться. Табличка на нём вещает, что здесь общеобразовательная школа посёлка Загорское. Но, судя по всему, здание давно «забыло» детские голоса.
«Я с 2013 года в посёлке живу, - говорит мне жительница соседнего дома. - Уже тогда школа не работала. Детей возим в посёлок Привольное. Тоже богатый, ухоженный. А это здание, крепкое, красивое, пустует. Ну, хоть бы тогда людям отдали жить!»
К слову, мост я так и не нашла — оказалось, что слишком долго надо идти по пологому спуску, по бурьяну. Там, где руины моста, сейчас непроходимые заросли.
Вот и всё.