Зачем христианин прикинулся мусульманином, почему поэт отказался от любви, а также о том, почему ученик не должен быть покорным учителю, читайте в экскурсии «Гражданина» по улице Добролюбова
Юлия ЯГНЕШКО
Улица находится в конце проспекта Победы, пересекает Красносельскую. Этот район в Кёнигсберге назывался Лавскен, видимо, от прусского слова «lauk», то есть, поле.
Путешественник или...?
В городскую черту район включили к 1911 году. А нынешнюю Добролюбова немцы тогда назвали именем путешественника Герхарда Рольфса (1831 – 1896).
В юные годы Рольфс воевал в Африке в составе французского иностранного легиона, завоёвывал Алжир, принял участие в войне Великобритании против Эфиопии.
Потом 15 лет путешествовал по этому континенту, исследовал северные районы Ливийской пустыни, плато Барка, изучал руины античных городов Лептис (Лебда) и Кирена. И первым прошёл через Центральную Сахару, от Средиземного моря до Гвинейского залива за одно путешествие. Это заняло тогда 2 года.
Но поговаривают, Рольфс был ещё и немецким разведчиком. Может, поэтому его видели в образе мусульманина? И потому в конце концов он стал германским генеральным консулом в Занзибаре?
Хотя возможно, переодевался, чтобы пореже грабили.
Сердцем гражданин
Сегодня улица соединяет Воздушную и Жуковского, но со времён Кёнигсберга тут сохранилось немало построек: дома №№ 20 и 21, 28, 32-36 и др. Их легко отличить по старой черепице, округлым элементам дверей, эркерам.
Теперь улица носит имя русского публициста, критика, поэта и философа Николая Добролюбова (1836 – 1861).
Он вырос в семье нижегородского священника, окончил семинарию и историко-филологический факультет петербургского пединститута.
Но в 19 лет потерял обоих родителей и сам стал отцом для семерых братьев и сестёр. Самой младшей девочке едва исполнился год от роду.
Николай пристроил их по опекунам, но постоянно отправлял им все деньги, заработанные тяжёлым репетиторством (прямо в конвертах с письмами).
В ответ однажды получил известие, что малышка обожглась и мученически умерла...
Сам же Николай заболел чахоткой. Друзья отправили его на лечение в Европу. Там он увидел, наконец, красоту, богатство и блеск. Влюбился в итальянку Ильегонду Фиокки, и её родители не возражали против свадьбы, но при условии, что он не увезёт жену в Россию. А значит, останется в Италии навсегда.
Но он вернулся на Родину. И написал:
«Я смею чувствовать лишь сердцем гражданина,
Инстинкты юные я должен был забыть».
И вскоре умер. Ему было 25 лет.
Спорить с учителем? Да!
Что же с его наследием? Статьи, публикации, рецензии, стихи. И немало мудрых мыслей, к примеру, о воспитании.
Добролюбов отрицал розги и палки, выступал за всеобщую грамотность, призывал растить в ребёнке «внутреннего человека», чтобы тот мыслил самостоятельно. И говорил, что покорность ученика учителю, принятая в 19 веке, вредна. Ведь детям придётся жить в новое время, а педагоги, по сути, люди вчерашнего дня. С ними можно спорить, так как прошедшее не может быть идеалом для будущего.
Этот молодой человек формулировал идеи демократии в литературе (статьи «Что такое обломовщина?», «Луч света в тёмном царстве»), отрицая современную ему Россию с повсеместным самодурством, деспотизмом и беззаконием.
К революции прямо не призывал, но утверждал, что нужно искоренить «коренную дрянность» и идти к справедливому обществу.
Поэтому на его произведениях воспитывались несколько поколений русских революционеров. А Блок назвал его дореволюционным писателем.
Ай да Зимин!
Ай да молодец!
Пройдясь по улице, мы обнаружили сразу два старинных гидранта - возле дома №21 и напротив дома №38. Наземные, с пожарными колонками.
Конструкция изобретена в конце 19 века и была огромным достижением: такой источник воды легко расположить в квартале с плотной застройкой, а значит, наконец, спасать города от пожаров.
Эти гидранты выпустила в Мангейме компания «Бопп и Ройтер». Но саму конструкцию, что очень нам приятно, изобрёл русский человек.
Инженер-механик (гидротехник) Николай Зимин (1849 – 1909) получил международный патент в 1882 году. А трудился над изобретением четверть века. И придумал так хорошо, что его детище до сих пор актуально.
Его называют и создателем первой в России системы противопожарного водоснабжения. Водопровод в Москве запустили ещё в 1805-м, но тушить пожары с его помощью не могли.
А Зимин, главный инженер столичного водоканала, придумал при расчёте характеристик трубопровода учитывать объём воды для пожарных целей и установить вентили, которые при повышении давления в сети автоматически отключают личное потребление, и вся вода идёт на борьбу с огнём.
Его система сократила ущерб от пожаров вдвое! А скольких спасла?
Но вернёмся к нашим достопримечательностям.
Гидрант у дома №21 яркий, как новенький, свеже-окрашенный. Это дело рук нашего земляка Сергея Довлатова, который уже обновил несколько десятков таких сооружений.
После возрождения каждому гидранту он присваивает имя. На этот раз - «Рольфс Добролюбовский».
Ну, а колонка на пересечении с улицей Глазунова ещё ждёт своего часа.