Изучая права человека в школе или институте, мы не особо о них задумываемся. Потому что они у нас есть.
Мы знаем, что запрещены рабство, пытки, детский труд и т. д. И не подозреваем, что рядом живут люди, которые подвергаются всему этому.
Юлия ЯГНЕШКО
О том, как в Калининграде обстоят дела с правами и свободами, мы поговорили с юристом Калининградской общественной организации «Центр развития местного сообщества «Сила Людей» Натальей Лютой.
Рождённые помогать
Наталья, как возникла ваша организация?
Наталья ЛЮТАЯ: - Всё началось с акции «Суп для людей». В 2009 году наши активисты при поддержке епархии Русской православной церкви, договорившись с несколькими калининградскими ресторанами и хлебозаводом, стали раздавать горячую еду нуждающимся. И кормим их уже 10 лет каждый день, кроме воскресенья.
Кто к вам приходит?
Н.Л.: - На нашу благотворительную площадку в сквере за «Акрополем» приходят обездоленные - бездомные, психически нездоровые, алко- и наркозависимые, мигранты и люди без гражданства, бывшие заключённые и бабушки с паперти. Старушки эти не выпивают, у них есть жильё, но пенсии не хватает.
А что вы, юрист, там делаете?
Н.Л.: - Мы не только раздаём суп. В 2015 году «Силу» возглавила Маша Шпунтенкова. Кстати, на прошлой неделе она получила звание «Доброволец России-2019» в номинации «Рождённые помогать». И грант в 2 млн рублей на развитие организации.
Так вот теперь «Сила Людей» помогает по-разному — одеждой и обувью (сотрудничаем с благотворительным магазином «Danke-Shop»), лекарствами, организацией экскурсий и мастер-классов в реабилитационных центрах или Доме ночного пребывания. Например, учим делать игрушки.
До игрушек ли тем, кто туда попал?..
Н.Л.: - Конечно, у них проблемы серьёзные. Они не знают, где будут «сегодня» ночевать. А тут — игрушки... Но у человека есть не только физиологические потребности.
Ещё мы оказываем юридическую поддержку. Я хожу на площадку дважды в неделю. Люди ко мне привыкли и обращаются с разными вопросами: потеря жилья, долги по ЖКХ, оформление инвалидности и пенсии и т.д.
Последняя история, с которой мы работали, — рабство...
Рабство у нас в области?
Н.Л.: - Да. В сентябре к нам обратился бездомный Алексей.* Он приехал строить стадион, а потом нанялся на ферму под Гурьевском. Рассказал, что паспорт отобрали, поселили в сарае, денег не платили и никуда не выпускали. Вместе с ним обитало ещё восемь человек, которые работали за еду, алкоголь и сигареты. Сам он от хозяев сбежал.
Мы обратились в полицию и областную прокуратуру.
Ваша главная задача?
Н.Л.: - Мы мотивируем людей изменить жизнь. Конечно, они разные. Но надо помогать не только хорошим. Наша цель - изъять человека с улицы. Для этого и помогаем оформить документы. Вот заканчиваем работу по третьему гранту и в его рамках восстановили больше 20 паспортов. Теперь эти люди могут пройти лечение, попасть в реабилитационный центр.
И знаете, чудеса происходят. Люди меняют жизнь.
С какими ещё вопросами вы сталкиваетесь?
Н.Л.: - Цыганка Алла стала бездомной в 2006 году, когда снесли её дом в посёлке Дорожном. Скиталась с двумя детьми. Они не ходили в школу. Сейчас признана нуждающейся в жилье по договору социального найма. Стоит на очереди.
Иннокентию, бывшему осуждённому, помогли найти работу с общежитием.
Бездомный Сеня, 46 лет, наркозависимый, болен эпилепсией. Жил в Советске, теперь снимает комнату в общежитии в Калининграде, работает. Говорит, что после школы-интерната жилья не получил. Пытаемся помочь.
А Кирилл семь лет назад продал квартиру. В день сделки ему должны были выплатить 450 тысяч рублей, остальные позже. Он был нетрезвым и расписку подписал. А получил 450 рублей. Теперь вот вышел из тюрьмы, а жить негде.
Дело против России
Знаю, что вы получили новый грант?
Н.Л.: - Да, при поддержке Фонда Президентских грантов. Начинаем серию семинаров по правам человека для уязвимых групп населения. Уже побывали в отделении медреабилитации наркологической больницы в посёлке Ново-Бобруйск. Поедем в Орехово (Гвардейский район), в православные центры в посёлке Жемчужное Гурьевского района и на Аллее смелых в Калининграде (для женщин).
Говорим им, что дело «Калашников против России», которое рассматривалось в Европейском суде, изменило правила в исправительных учреждениях процентов на 20. Хотя решение принималось в пользу одного человека.
Ведь ещё лет 10 назад как заключённые спали? На одной койке три человека. Один восемь часов, другой, третий. Сменами! Пока кто-то спит, двое сидели или лежали на полу. Нигде не было закреплено, что у каждого должна быть своя койка. Свет в камере не выключался. Туалет в углу камеры, унитаз на высоте полметра от пола, и того, кто им пользовался, видели и сокамерники и охрана в глазок двери. Вы представляете, что такое справлять нужду при всех? А это и есть обращение, унижающее достоинство.
Теперь есть решение о приватности санузлов. Сейчас их огораживают. Ситуация очень сильно меняется в лучшую сторону.
Вот обо всём этом и говорим на семинарах.
Рассказываю, например, о Германии времён Гитлера. Как там государство топтало права человека. Сначала убивали психически больных женщин. Потом инвалидов. Потом коммунистов. Потом евреев. Вот что можно ожидать, если попираются права хотя бы одной категории.
Это так ужасно...
Н.Л.: - Права человека нарушаются во всём мире и сейчас. Впереди нас, к примеру, Польша, Украина и Италия. Итальянская полиция очень жёстко работает.
Бесчеловечное обращение может быть разным. В республике Марий Эл пожилой человек выпил, повздорил с племянницей. Его забрали в полицию в одних кальсонах. Провели беседу и отпустили. Мужчина перебежками добирался домой зимой в минус 15 градусов. Наши суды отказали ему, а Европейский суд по правам человека признал факт жестокого обращения с человеком. И мужчина получил компенсацию.
А кто её выдал?
Н.Л.: - Компенсацию выплачивает государство. Задача Европейского суда - не наказать конкретного виновника, а восстановить нарушенное право, выявить и исправить системную проблему.
* Некоторые имена героев материала изменены по этическим соображениям.
Конституция России (глава 2) гарантирует права
и свободы человека и гражданина.
Например, личные:
- на жизнь и достоинство;
- на безопасность, свободу и личную неприкосновенность;
- на неприкосновенность частной жизни и жилища;
- на информацию и тайну переписки.