Конечно, курорт более привлекателен летом, когда утопает в зелени и манит пляжем. Но зато зимой ничто не отвлекает от образа самого города: можно побродить по его улочкам, открыв немало удивительного
Юлия ЯГНЕШКО. Фото автора
Отдыхая на пляжах Пионерского, большинство калининградцев даже не подозревают, что земля эта сакральная. (*Сакральный — имеющий отношение к божественному, потустороннему и мистическому.)
Тут много могильников, священных рощ и родников, а в полутора километрах к югу от городка находится даже Гора великанов.
Не гора, конечно. Холмик. Сотни лет его считали священным и не трогали, а в XIX веке дюнное урочище распахали. И наткнулись на огромные кости. Их приняли за останки древних великанов и соответственно прозвали возвышенность.
Уже в XX веке археологи Балтийской экспедиции ИА РАН, работавшие на горе, определили, что холм этот - погребальный курган пруссов. Здесь приносили в жертву лошадей, поэтому так много крупных костей.
Все найденные артефакты археологи передали в местный музей «Рантава» (Пионерский, ул. Армейская, 6).
Упадок и возрождение
Немецкая история Пионерского, который до войны назывался Нойкурен (Neukuhren), началась в 1297 году, когда крестоносцы впервые упомянули в документах это поселение на северной оконечности полуострова Самбия.
Рыцари хотели строить тут замок (именно здесь находился исток Великого янтарного пути и от этих берегов отправлялись в Европу ладьи, гружёные солнечным камнем).
Однако с замком как-то не сложилось. И поселение превратилось в рыбацкую деревню. К началу XIX века в ней едва насчитывалась сотня жителей.
Всё изменилось в 1837 году, когда некий коммерсант Карл Дуглас, занимавшийся промышленной добычей янтаря, построил здесь курортный комплекс.
И к XX веку Нойкурен стал одним из лучших немецких курортов: пляжи и купальни, пристани с лодками и яхтами, спортивные комплексы и рестораны. Да ещё природный заповедник в районе Лосось-ручья (сейчас речка Чистая).
Домик лоцмана на ул. Портовая
В начале XX века в Нойкурене построили порт. А неподалёку открыли предприятие по выращиванию лосося.
Тогда же на берегу появилось милое строение — здание администрации пляжа, который зовут «Домиком лоцмана». Сейчас в нём размещаются пограничники.
Вокзал
Железная дорога добралась до Нойкурена в начале прошлого века и соединила его с Кёнигсбергом и Кранцем (Зеленоградском).
Здание вокзала возвели в два этажа, с мансардой. Низ — из кирпича, верх - из дерева. По бокам - деревянные павильоны.
Теперь оно перестроено до неузнаваемости, и туристов больше привлекает новострой — автовокзал (2017 год).
Улица Комсомольская
Улица Комсомольская в Пионерском — это как Невский проспект для Петербурга: масса достопримечательностей.
Например, дом №4. Сейчас культурно-досуговый центр, а до войны - гостиница «Морская звезда». Увы, ни резная башенка, ни крытая терраса не сохранились.
Недавно отремонтированный дом №8 - вилла «Доротея» (1905 год), которую до ремонта украшала роспись в технике сграффито. (Рисунок выполняется так: наносят несколько слоёв штукатурки разного цвета, а затем одни снимают, обнажая другие.)
Возле местного МФЦ (дом №10) установлено железное Древо творчества. Это подарок гильдии кузнецов Калининграда. Его листочки ковали всем миром - и жители Пионерского и гости фестиваля кузнечного дела (2015 год).
В доме №15 с начала прошлого века работает почта. А в доме №36 расположилась полиция. У немцев это был отель «Центральный».
А вот и дом №38 - курортный комплекс «Курхауз» (1907 год). В нём размещался дорогой отель, а потом дом отдыха для военных, а с 1946 года - детский ортопедический санаторий.
Гуляя дальше, только успеваешь вертеть головой: кругом старинные виллы, с ярусными крышами, причудливыми крыльцами и ставнями. Тут и романтика (дом №44) и странная эклектика — бывший семейный пансионат «Шарлотт» (дом №53) в стиле фахверка, а перед ним - бюст Калинина.
В поисках Камня лжи
Об этом камне сложили две легенды. И обе о женской неверности.
Первая повествует о несчастном портном, который собрался почему-то уезжать. Позвал возлюбленную попрощаться возле гранитного валуна, где влюблённые и поклялись друг другу в верности. Причём, примерно такими словами: «Если нарушим клятву, то камень расколется».
Вернулся портной. Снова пошли к валуну. Подошёл парень — ничего. А как подошла девушка, камень и раскололся...
Другие говорят, что в верности клялись молодой рыбак и его жена. Как стали они проверять крепость клятв, и к валуну подошла жена, то он и раскололся от удара молнии, погубив неверную...
В общем, лжецу там лучше не появляться. А желание честного человека валун исполнит, если трижды его обойти.
Найти камень сложно. Но дадим подсказку. От дома №22 по ул. Железнодорожная идите к путям. Переходить не нужно. Теперь налево и вдоль рельсов до трёх примет: круглая белая тумба, ж/д столб с цифрой 15, а на шпалах жёлтая отметина. (Будьте осторожны! По рельсам не ходите!)
От тумбы в лес отходит тропинка. По ней метров 200-250 через малинник и слева будет камень. Большой, выше человеческого роста, и расколот надвое.
То ли вечерело, то ли оттого, что кругом ни души, нам стало жутко.
И тут скрип. Будто открылась дверь в потусторонний мир.
Домики Нойкурена
И всё же декор в технике сграффито в Пионерском остался. Такими орнаментами украшен дом №6 на улице Дачной. Говорят, что до войны его держала учительница. А летом сдавала комнаты отдыхающим
.
Лётчики-герои
Вторая мировая война пришла в Нойкурен в январе 1945-го. Тогда группа советских штурмовиков Ил-2 атаковала местный немецкий аэродром, уничтожив сразу 8 самолётов противника.
А взят Нойкурен был 14 апреля силами двух стрелковых полков 3-го Белорусского фронта.
После войны здесь базировалась наша авиация. В частности, 1-й гвардейский Краснознамённый Клайпедский минно-торпедный полк, бомбардировщики которого первыми ударили по Берлину в 1941 году.
Именами героев полка, погибших при выполнении боевых заданий, названы улицы квартала на юге Пионерского (выезд по Калининградскому шоссе) - майор Василий Меркулов, капитаны Николай Афанасьев и Аркадий Чернышёв, старший лейтенант Павел Колесник.
Рыбаки
В июле 1947 года посёлок переименовали в Пионерский, а в декабре 1952-го он, наконец, стал городом.
Помимо курортного, имел и портовое назначение. Летом 1963 года здесь появилась Пионерская база океанического рыболовного флота, которая насчитывала более 120 судов.
Увы, рыбацкая слава в прошлом. Об этом напоминают лишь белые чайки над городом и две скульптуры рыбаков - в парке и на въезде в Пионерский с ул. Вокзальной.
Две школы
Улица Рензаева названа в честь Героя Советского Союза, гвардии майора, штурмана эскадрильи 1-го гвардейского Краснознамённого Клайпедского минно-торпедного авиаполка Балтфлота Алексея Ивановича Рензаева (21.10.1912 — 19.03.1945). Он погиб при таране гитлеровского транспорта на Балтике.
Мемориальная табличка размещена на здании школы по ул. Рензаева, 26. Кстати, уже тоже историческом. Дата постройки значится под высоким портиком — 1958 год. Там же, в обрамлении лепных знамён, и горнов, знаменитый ленинский лозунг: «Учиться, учиться и учиться».
Дальше по улице находится старая немецкая школа (дом №20). Здание заброшено. Судя по ветхой табличке на фасаде, последними здесь обитали члены общества инвалидов.
Форель для президента
Закончить прогулку советуем в Сосновом бору. Сидя на скамейке, можно полюбоваться морским закатом.
Красиво. Недаром в XIX веке тут устроили дачу германскому канцлеру Отто фон Бисмарку. А сейчас в сосновом бору разместилась резиденция Президента России «Янтарь»: номера категорий vip и люкс, зал приёмов и кухня с хранилищами на 10 тонн продуктов. Говорят, есть ещё бункер, бани разных народов, а для души — форелевый пруд.