Чьё имя увековечили в названии улицы немцы, за какие подвиги во времена СССР ей дали имя лётчика
И о чём напоминает взмывающий в небо миг, читайте в новой Экскурсии по Калининграду
Юлия ЯГНЕШКО
До войны улица, проходившая по северной границе Кёнигсберга, называлась Шлейермахер-штрассе. Её застроили в 1910-х годах и дали имя Фридриха Шлейермахера (1768–1834), философа, теолога, которого Чаадаев в своём «Философическом письме» назвал «мощный ум».
Карьеру Шлейермахер начал как домашний учитель. Воспитывал, к слову, будущего прусского генерал-фельдмаршала цу Дона (в его честь названа башня, где сегодня находится Музей янтаря).
Шлейермахер участвовал в создании университета им. Гумбольдта в Берлине, служил там профессором. Проповедовал, посещал больных и нуждающихся, будил мужество сограждан в дни войны с Наполеоном.
А ещё переводил труды Платона и основал герменевтику, науку истолкования текстов и перевода, а также оставил потомкам мудрое поучение: «Если мы катаемся на коньках по тонкому льду, то наше благополучие зависит только от скорости».
Тут жили авиаторы
Современная улица начинается от Советского проспекта и доходит до ул. Ломоносова.
До перекрёстка с Каштановой аллеей застройка в основном ещё немецкая: с парадными и чёрными входами, кое-где с аутентичными дверями, старинными лестницами внутри.
До войны на Шлейермахер-штрассе располагались интернат для глухонемых (в здании №58) и ночлежка для бездомных (на её месте стоит дом №60-64).
Как раз за домом №58 в начале прошлого века немцы построили ангар для своего новейшего оружия — дирижаблей. Рядом - аэродром и казармы воздухоплавательного батальона (в стиле неоготики, украшенные гербами Мариенбурга, Инстербурга и других городов.)
Но в 1919 году по условиям Версальского договора ангар демонтировали.
А перед Второй мировой в казармах обосновалось «Люфтваффе», 1-й Кёнигсбергский зенитный полк (зенитчики и лётчики входили в один род войск).
В апреле 1945-го в этих местах наступала 43-я армия 3 –го Белорусского фронта, и советскому корпусу противостояла немецкая дивизия.
Первую вражескую траншею наши бойцы взяли почти без боя - гитлеровцы были деморализованы артиллерийским ударом. Затем пришли в себя и не сдавались больше двух суток...
После войны здание №58 долго стояло со следами пожара, внутри валялись груды документов со свастикой, а во флигеле оставалась аппаратура кинотеатра. Отремонтировали его в 1957 году, и там обосновалась школа советских авиамехаников.
В 1966-м на её базе создали КВАТУ (Калининградское военное авиационное техническое училище). На его территории имелся приличный авиапарк: реактивные истребители и штурмовики, бомбардировщик Су-24, вертолёт Ми-8 и др.
В 1994 году училище, подготовившее за 28 лет около 20 тысяч офицеров-техников для ВВС и ВМФ, перевели в Курган.
Его корпуса долго стояли заброшенными. Там хотели открыть «федеральный дом», переселив разные структуры, или медицинский факультет, но не вышло.
Вечно взлетающий
У бывшего входа в КВАТУ в 1979 году в честь ветеранов ВВС установили памятный знак — взмывающий в небо МиГ-19С.
Советский реактивный истребитель разработали в ОКБ Микояна и Гуревича в начале 1950-х. Это первый сверхзвуковой истребитель, который широко применялся в ПВО, а собирали его в Горьком и Новосибирске.
В 2011 году у подножья появились плиты с фамилиями выпускников училища, погибших в Афганистане: майор Мелентьев, капитаны Малинкин и Дрикер, старшие лейтенанты Попов и Крылов.
Именем маршала
После войны улицу назвали Славянской, потом Мастеровой, и только в 1980 году ей присвоили имя маршала. Об этом вспоминает Валентина Даниловна Рутковская, которая тогда работала пионервожатой в 49-й школе:
«К нам пришёл ветеран Великой Отечественной войны Иван Трофимович Шевченко. Он познакомил ребят с лётчиками из полка, носившего имя Борзова. Мы собрали документы, добились решения властей о переименовании улицы.
На церемонию 13 сентября 1980 года пригласили жену и сына героя, ветеранов со всей страны. Наша колонна промаршировала от памятника лётчикам-балтийцам на Советском проспекте на улицу Маршала Борзова, где мы открыли мемориальную доску».
Памятная табличка находится на доме №43.
Тюрьму отложили до Победы
Иван Иванович Борзов (1915-1975), маршал авиации СССР, Герой Советского Союза, служил в ВВС Черноморского, Тихоокеанского и Балтийского флотов.
На фронте Великой Отечественной находился с первого дня, бомбил немецкие переправы, сбил пять «Мессершмиттов», но и сам был подбит. Раненый и обгоревший, Борзов привёл свой самолёт на аэродром.
Под Ленинградом ему пришлось прыгать из горящей машины, неделю блуждать по болотам. Но он всё же вывел свой экипаж и прибившуюся к ним роту красноармейцев к своим.
Борзов, бесстрашный, волевой, в совершенстве владеющий боевой машиной, побывал и под трибуналом (за опасное пилотирование И-16, когда самолёт упал), получил 10 лет лишения свободы с отсрочкой до конца войны.
Однако от командования 1-м гвардейским минно-торпедным авиационным Краснознамённым полком его не отстранили. Торпедоносцы Борзова потопили 83 фашистских транспорта, 4 подводные лодки, миноносец, 2 сторожевых корабля, 3 тральщика, 4 танкера!
Поэтому вместо тюрьмы ему дали звание Героя.
Патриоту
Последняя достопримечательность на улице - мемориальная доска на доме №66, где жил
Исаак Иосифович Шустер (1924-2004).
В Калининграде его хорошо знали: он преподавал историю КПСС в КВАТУ, руководил туристскими клубами, Центром по туризму и экскурсиям, возглавлял совет по руководству школьными музеями, несколько лет вёл программу «Память» на радио «Янтарь».
Поэтому на табличке и написано: «Человеку. Патриоту. Председателю областного комитета ветеранов вой-
ны и военной службы, участнику штурма Кёнигсберга - полковнику Исааку Иосифовичу Шустеру».