О том, как французы жгли для забавы кирху и церковные книги, как разбили эту кирху уже после Второй мировой и, главное, - о тех, кому мы обязаны жизнью на калининградской земле, читайте сегодня в нашей экскурсии
Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
Едем в Калиновку Черняховского района. Это примерно в сотне километров от Калининграда. Тут 20 января 1945-го шли жуткие по своей жестокости и накалу бои. Каждый дом, каждый сарай превратили немцы в настоящую крепость. Вдумайтесь: за одни только сутки в Калиновке, бывшем Гросс Ауловёнене, полегло более 240 наших бойцов.
Все они упокоены в братской могиле, в самом центре посёлка.
Калина-малина
На въезде в Калиновку видим большой яблоневый сад. Ряды ровненькие, каждое деревце ухожено.
А вдоль главной дороги посёлка рассыпаны отреставрированные немецкие виллы (и заброшенные тоже, но всё равно вид у них роскошный).
Встретившийся нам у магазина молодой человек сказал, что сад, а также поля вокруг Калиновки, на которых выращивают пшеницу, картофель, рапс, тмин и морковь, принадлежат крестьянскому фермерскому хозяйству «Калина». Практически все жители посёлка на этом предприятии и работают.
Но вот мы и припарковались на небольшой площади. Это и есть центр Калиновки.
Слева — Дом культуры, прямо — здание бывшей немецкой аптеки, в котором сейчас работают отделение почты и фельдшерско-акушерский пункт, справа — братская могила. Вот она-то нам и нужна. Точнее, нам нужно увидеть место захоронения Героя Советского Союза гвардии младшего сержанта Шоты Гамцемлидзе. Оно, кстати, на самом видном участке мемориала.
С гранатами под танк
Сохранился наградной лист Шоты Леоновича Гамцемлидзе.
Из него мы узнаём, что родился герой в Тбилиси в 1921 году, участвовал в боевых действиях Второй мировой практически с самого её начала, с ноября 1941-го. Имел ранения, к моменту подвига - медаль «За отвагу».
В тот страшный и последний для него день 20 января 1945-го батальону поставили задачу взять город Гросс Ауловёнен.
В полчетвёртого утра под ураганным огнём отделению Гамцемлидзе из противотанковых ружей удалось поджечь две самоходные пушки противника и подбить один бронетранспортёр. Огонь на время утих и батальон ворвался в город, завязался уличный бой.
Во второй половине дня немцы бросили на подмогу обороняющимся новые танки и самоходные пушки. На западной окраине по бойцам батальона вели сильный огонь два фердинанда и тигр, не давая возможности продвигаться вперёд.
Гамцемлидзе тогда скрытно подполз на близкую дистанцию к вражеским боевым машинам и меткой стрельбой из ружья ПТР поджёг двух фердинандов.
Военный журналист по этому поводу написал: «Весёлая улыбка пробежала по лицу воина-героя бронебойщика Гамцемлидзе. Этот боевой успех не успокоил его, ещё больше наседала злость и ненависть. Тяжёлый танк противника тигр не повиновался бронебойщику. Меткие попадания из ружья ПТР из строя танк не вывели, он всё время продолжал вести огонь по боевым порядкам батальона. Тов. Гамцемлидзе на этом своё единоборство с тигром не оставил, он вспомнил о противотанковой гранате. Вынул её из сумки и быстро метнул под тигра. Взрывом одной противотанковой гранаты танк из строя не вышел, но продолжал вести огонь ещё сильнее. Больше гранат у бронебойщика не было. Он скрытно оставил свою огневую позицию и пополз во взвод к товарищам за гранатами.
Взяв у товарищей противотанковые гранаты, связал их в связку и, отползая на ранее занятую выгодную позицию, Гамцемлидзе своим товарищам сказал: «Смотрите, сейчас господин тигр взлетит на воздух».
Шота снова скрытно подполз к вражескому танку, маневрировавшему по улице, и бросился под него
За совершённый подвиг бронебойщику Гамцемлидзе посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.
Как пал населённый пункт Гросс Ауловёнен на утро 21 января, он уже не увидел.
Книги сожгли из вредности
Поселению, где совершил свой последний подвиг Шота Гамцемлидзе, насчитывается почти 650 лет.
До войны здесь работали молочный и кирпичный заводы, паровая мельница, аптека, типография, постоялый двор, народная и частная школы, промтоварный, скобяной, галантерейный, обувной и ликёро-водочный магазины.
Существовала и старинная церковь с двумя колоколами, органом и двумя латунными люстрами, украшавшими алтарь. Всё это добро разграбили наполеоновские солдаты в 1807 году, а старинные библейские книги просто спалили, надо полагать, из вредности или забавы ради.
Но немцы возродили кирху из пепла.
Во время Второй мировой, как это ни странно, несмотря на то, что в городе шли такие жестокие бои, кирха не пострадала. Её разрушили колхозники в 1949 году.
Квартира в аптеке
Как можно догадаться по числу предприятий, посёлок до войны считался богатым. Здесь имелась даже двухэтажная аптека. Здание для неё построили в 1904 году. Железнодорожник Карл Херцигкайт, приобретший аптеку, помимо продажи лекарств, устроил в ней ещё свой офис, склад, обустроил 4-комнатную квартиру, где и поселился.