и сейчас соединяет ул. Горького и Гаражную.
Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
До войны она называлась Probstheidastraße и была спроектирована, видимо, одновременно с обустройством так называемого «Зелёного пояса Шнайдера», который с юга и примыкает к этой улице.
Название же «Пробстхайда» ей присвоили, скорее всего, в честь интеграции в 1910 году деревеньки Probstheida в город Лейпциг (сейчас это район на юго-востоке Лейпцига в Германии). Кстати, улица и после войны осталась в своих границах, её длина всего лишь 260 метров.
Как было уже сказано, к ней с юга примыкает «пояс». Это 15-километровая парковая зона отдыха с прогулочными дорожками, деревьями, спортивными сооружениями и каналами, созданная на месте старого оборонительного земляного вала Kürassier Wall в Кёнигсберге. Для её проектирования муниципалитет специально пригласил известного в Европе ландшафтного архитектора Эрнста Шнайдера, который возглавил дирекцию городских парков и садов.
Смыслом его деятельности стало масштабное озеленение городских улиц, берегов озёр, частных домов, создание парков и скверов в виде непрерывного пояса зелёных насаждений.
Проект удалось завершить в 30-х годах прошлого века. Это принесло Кёнигсбергу репутацию «города-сада», одного из самых красивых, экологически чистых и здоровых городов Германии.
Плодами трудов Шнайдера мы пользуемся и до сих пор.
Сильные и гордые
Что же касается самой улицы, то на ней, такой коротенькой, но важной для города магистрали, всего три дома. И что удивительно, даже их довоенная нумерация сохранилась.
Четырёхэтажный, под номером 2-4, что выходит торцом на улицу Горького, согласно адресной книге Кёнигсберга, принадлежал архитектору Иоханнесу Шееле. Квартиры сдавались внаём, а на первом этаже работали кондитерская и хлебопекарня Бартеля. И сейчас в их помещениях располагаются магазинчики.
Следующий дом, по адресу: Юношеская, 6-8, сильно пострадал во время штурма города в апреле 1945 года. На его фундаментах в 60-х годах прошлого века возвели новый.
Зато первоначальный свой вид максимально сохранился у здания № 10-16. Оно полностью принадлежало Союзу Кёнигсбергского женского общества.
Этот Союз видел свою задачу в воспитании сильных и смелых женщин, которые должны растить гордое и закалённое поколение. Молодые женщины организовывали турпоходы, на привалах разводили костры, готовили еду, пели песни. По ночам наблюдали за полной луной. Готовили театральные постановки и кукольные представления, разучивали народные танцы. Зимой проводили время за рукоделием и поделками.
Развивали ремёсла и выпускали фильтры
После домов следует въезд на платную стоянку и следом идёт кирпичный забор. Он скрывает здание, которое возвели в 1930 году для Учреждения содействия развитию ремёсел провинции Восточной Пруссии.
Насколько успешно тут содействовали развитию ремёсел сегодня трудно сказать. Но известно, что после войны здешние помещения занимал филиал завода «Автозапчасть». В 1960 году его закрыли и открыли завод «Судозапчасть» (первым директором назначен Г. Ольхов). Через пять лет предприятие преобразовали в Калининградский опытно-механический завод (КОМЗ).
Продукция этого завода насчитывала свыше 150 наименований для 116 предприятий-заказчиков. Здесь освоили серийный выпуск фильтров и маслоочистителей для судов рыбного флота, наладили ремонт измерительной техники и различных систем автоматики судов типа «Тропик» и «Атлантик». И с 1976 года весь ремонт судовой автоматики рыболовного флота Западного, Северного, Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов полностью возложили на наш КОМЗ.
Предприятие так расширилось, что в 1980 году возвело четырёхэтажное административное здание в качестве пристройки к немецкому. (Его адрес Гаражная, 2а, своим фасадом оно выходит на улицу Генерал-лейтенанта Озерова.)
В 1982 году КОМЗ преобразовали в производственное объединение «Судореммашавтоматика». На 1 января 1983 года там работали 2276 человек, продукция насчитывала свыше 395 наименований. Изделия выставлялись как на всесоюзных выставках (ВДНХ), так и на международных. Рыборазделочные машины-автоматы «ИРА-110», «ИНА-115» шли и на экспорт.
Но распался Советский Союз и предприятие утратило мощь и значение. Сейчас его помещения сдаются в аренду различным организациям.
И гаражи
В 1960-х годах на территории опытно-механического завода, скрытой сейчас от посторонних глаз забором, существовали самопальные гаражи (там, где сейчас платная стоянка). Счастливые обладатели «Москвичей» (в основном) лепили эти гаражи вплотную друг к дружке из чего попало и как попало. Как ласточкины гнёзда. И заезжали в это стихийное гаражное общество как раз со стороны Юношеской.
Главными не то хозяевами, не то арендаторами этих гаражей являлись моряки дальнего плавания. Возможно, это гаражное сообщество образовалось вообще даже первым в городе.
Многие из этих моряков жили в элитном, Центральном, районе, ну, например, на Каштановой аллее. А держали своего железного коня на Юношеской. Сейчас кажется, что неудобно - далеко добираться до своего авто.
Но ведь и пользовались им нечасто. Только лишь в редких промежутках между рейсами - месяц-два в году от силы возил моряк свою семью за город, к побережью.
Нынче этих гаражей уже нет, а на их месте, как я уже писала выше, обосновалась платная стоянка.