Гаражная улица, что в центре города, уникальна трижды: она самая короткая, молодая, к тому же не изменившая свои довоенные границы
Её длина 600 метров. Столько метров потребовалось проложить в 1920-м году, чтобы соединить Ганзаплац (современную площадь Победы) и Шиндекопштрассе (ул. Генерал-лейтенанта Озерова).
Всего одна линия на карте, а какое важное значение! Улица пропускает за день колоссальное количество машин. В вечернее время, если смотреть на неё сверху, ну, например, со здания горадминистрации, Гаражная напоминает двух длинных светящихся змеек, медленно ползущих в противоположные стороны.
Именно по ней, по Гаражной, угоняли в ночь на 9 апреля 1945 года свыше 91 тысячи сдавшихся в плен фашистов. Их строили в коробки по две тысячи на нынешней площади Победы, а бойцы Красной Армии от радости, что штурм Кёнигсберга закончился, стреляли в воздух. Говорили, что когда голова такой колонны входила в Тапиау (Гвардейск), хвост ещё тащился по площади. Вот такая колонна пленных. В 42 километра!
Сходство и отличие
В Кёнигсберге улица Гаражная называлась Белле Аллиансештрассе. Чтобы её проложить, пришлось частично снести Kürassier Wall (остатки этого земляного вала пролегают сейчас от башни Врангеля до площади Победы и сегодня представляют собой парковую зону).
Однако на сносе части вала преобразования здесь не закончились. К 30 годам прошлого столетия вдоль западной границы Belle Alliancestraße построили железнодорожные пути, ведущие к побережью, а ещё Нордбанхоф (Nordbahnhof — Северный вокзал).
Примечательно, что и по сей день пейзаж улицы практически не изменился. Всё так же вдоль левой её границы (если смотреть со стороны Площади Победы) проходит железнодорожная ветка, а справа — преимущественно зелёная зона бывшего вала — парк.
Однако есть и отличие. До войны и вплоть до начала 1960 годов на Belle Alliancestraße заходил с площади трамвайчик. Об этом напоминает здание тягловой трансформаторной подстанции (дом №4). Развернувшись возле подстанции, трамвай снова направлялся к площади.
Почему забор?
Так исторически сложилось, что архитектурных сооружений на улице практически минимум. Кроме упомянутой уже подстанции существует ещё здание по адресу: Гаражная, 2. Но увидеть его целиком не просто.
Если следовать от площади, то прежде вы увидите страшный бетонный забор, и, только перейдя уже на противоположную сторону (где ж/д пути), сможете рассмотреть бок загадочного (но также неказистого) строения, основная часть которого и скрывается за забором.
Как следует из архивной справки, здание это возвели в 1930 году и разместили в нём Учреждение содействия развитию ремёсел провинции Восточной Пруссии.
Насколько успешно тут содействовали развитию ремёсел сегодня трудно сказать. Но известно, что после войны здешние помещения занимал филиал завода «Автозапчасть». В 1960 году его закрыли и открыли завод «Судозапчасть» (первым директором назначен Г. Ольхов). Через пять лет предприятие преобразовали в Калининградский опытно-механический завод (КОМЗ).
Выпускаемая продукция этого завода насчитывала свыше 150 наименований для 116 предприятий-заказчиков. Здесь освоили серийный выпуск фильтров и маслоочистителей для судов рыбного флота, наладили ремонт измерительной техники и различных систем автоматики судов типа «Тропик» и «Атлантик». И с 1976 года весь ремонт судовой автоматики рыболовного флота Западного, Северного, Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов полностью возложили на наш КОМЗ.
Предприятие так расширилось, что в 1980 году возвело четырёхэтажное административное здание в качестве пристройки к немецкому. (Его адрес Гаражная, 2а, своим фасадом оно выходит на улицу Генерал-лейтенанта Озерова.)
В 1982 году КОМЗ преобразовали в производственное объединение «Судореммашавтоматика». На 1 января 1983 года там работали 2276 человек, продукция насчитывала свыше 395 наименований. Изделия выставлялись как на всесоюзных выставках (ВДНХ), так и на международных. Рыборазделочные машины-автоматы «ИРА-110», «ИНА-115» шли и на экспорт.
Но распался Советский Союз и предприятие утратило мощь и значение. Сейчас его помещения сдаются в аренду различным организациям.
Гаражи на Гаражной
Ну почему всё же Гаражную назвали Гаражной, а не Судоремонтной, допустим, или ещё как-нибудь?
Думаю, что название Гаражная — народное. В 1960-х годах на территории опытно-механического завода, скрытой от посторонних глаз забором, существовали самопальные гаражи. Счастливые обладатели «Москвичей» (в основном) лепили эти гаражи вплотную друг к дружке из чего попало и как попало. Как ласточкины гнёзда. И заезжали в это стихийное гаражное общество со стороны Юношеской.
Я точно знаю, что главными не то хозяевами, не то арендаторами этих гаражей являлись моряки дальнего плавания. Возможно, это гаражное сообщество образовалось вообще первым в городе.
Многие из этих моряков жили в элитном, Центральном, районе, ну, например, на Каштановой аллее. А держали своего железного коня на Гаражной. Сейчас кажется, что неудобно - далеко добираться до своего авто.
Но ведь и пользовались им нечасто. Только лишь в редких промежутках между рейсами - месяц-два в году от силы возил моряк свою семью к побережью.
Нынче этих гаражей уже нет, а на их месте обосновалась платная стоянка.
Ватерлоо или Бель-Альянсе
Почему немцы назвали новую улицу Belle Alliancestraße тоже понять не сложно.
Они очень гордились тем, что внесли свой вклад в окончательный и бесповоротный разгром армии Наполеона 18 июня 1815 года при Ватерлоо в Бельгии. (Французы местечко Ватерлоо называли Мон-Сен-Жан, а пруссаки Бель-Альянс.)
Прусские войска много лет терпели поражение за поражением от «корсиканского выскочки». И, о, удача! - вместе с союзниками взяли, наконец, над ним верх.
Разумеется, такое событие в истории страны стоило запечатлеть. Хотя бы назвав в его честь улицу.