Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
Улица Гоголя до войны носила название Ernst-WichertStraße, в честь почитаемого немцами писателя Эрнста Вихерта, и была застроена исключительно виллами богатых и знатных горожан.
Свои границы она сохранила и в советское время (чуть менее полутора километров), зато части исторических вилл лишилась. Они исчезли из-за небрежной эксплуатации. На их месте теперь новые. К чести застройщиков — в большинстве своём современные особняки гармонируют с исторической романтической застройкой этой территории.
Ни Бисмарка, ни Тельмана
Самой важной доминантой улицы я бы отметила сквер, задуманный в форме круга. По его центру проходят трамвайные рельсы, а также автомобильная дорога на ул. Тельмана, вымощенная шведским брусчатым камнем.
И поскольку сквер пересекают две линии — трамвайная и автомобильная, то он делится ими на два полукруга. Один полукруг, что ближе к озеру Верхнему, обустроен: чистый, там стоят скамеечки и урны. А вот другой, что на противоположной стороне дороги и трамвайных путей, оставляет желать лучшего. На самом видном месте там — торговая палатка, а за ней — бомбоубежище, вход в которое зарос кустами.
До войны сквер носил имя Бисмарка, канцлера Германии и, видимо, в том месте, где сейчас палатка, стоял в его честь памятник.
А с начала 50-х годов и вплоть до 70-х тут точно находился памятник, но уже Тельману - лидеру немецких коммунистов. Его постамент позаимствовали у Канта, а точнее, у памятника Канту. Впоследствии монумент Тельману перенесли в сквер его имени.
Те, кто жил в Калининграде в 60-80-х годах прошлого века, знают, что по ул. Тельмана ходил трамвай «единица». И знают, что именно на остановке «Ул. Гоголя» приходилось ждать его возвращения с кольца на Невского (иногда и подолгу). Ведь рельсы в этом месте сходились, вместо двухполосного движения трамвая образовывалось однополосное.
Трамвай останавливался, вагоновожатая выходила с ломом в руках. Но не для того, чтобы отом-
стить водителю «подрезавшего» её автомобиля (тогда и машин-то - раз-два и обчёлся). А для того, чтобы ломом перевести стрелку. Потом садилась в кабинку и продолжала движение.
Трамваи теперь по этой ветке не ходят, а рельсы сохранились. И до сих пор видно место, где две трамвайные линии сливались в одну.
Фрески в подъезде
Несколько вилл по ул. Гоголя оставляют просто незабываемое впечатление. Так бы стояла и любовалась.
Прежде всего это дом под номером «один» 1905 года постройки. На нём прикреплена табличка, утверждающая, что в подъезде до сих пор сохранились фрески.
Однако любоваться ими могут, увы, только избранные: жильцы, ну и, наверное, «жэковцы». Здание окружено забором и совершенно недоступно.
Нина К., ранее работавшая почтальоном и разносившая газеты на ул. Гоголя (имя изменено), рассказывала мне, что фрески в зелёно-серых, пастельных, тонах, на них изображена жизнь богатых господ, цветы, птицы.
Идём дальше.
Если сильно приглядеться, да изловчиться, то из-за кустов можно рассмотреть и фасад виллы под номером 6А (этот дом сейчас раздроблен на 8 квартир). Весьма, кстати, привлекательный.
Но, увы и ах. Эта вилла сегодня напоминает принцессу, затерявшуюся в лесу. Растительность, по которой, по всей видимости, давно не ступала нога человека, просто заполонила собой пространство от забора (кстати, ещё немецкого) и до стен.
Когда же я обошла виллу, то с чувством удовлетворения отметила фундаментальность и надёжность крепкого, несмотря ни на какие передряги, строения.
Вилле по адресу: Гоголя, 12 повезло больше. Её история такова.
В 1926-28 гг. её построил для своих сыновей купец. С двумя отдельными входами и двумя деревянными лестницами, ведущими на второй этаж.
Пользовались отцовским подарком сыновья всего лет 15.
Потом началась война, а после войны в вилле развернули уютный детский сад на 2-3 небольшие группы, благо, что за домом имелся аккуратный участок, обнесённый заборчиком — выводить детей на прогулки можно.
Но в один не прекрасный день детей выселили, в особнячок въехала какая-то не то дорожная контора, не то целое управление. Но и эта структура недолго продержалась в здании.
Грянула перестройка, виллу приватизировали и продали, и нынешний её владелец теперь сдаёт в ней помещения под офисы.
Там, где гуляли дети, теперь ремонтируют машины. Запах — соответствующий. Да и территория прогулок смахивает на промзону.
Юрист, любивший историю
Сейчас улица названа именем русского писателя Николая Гоголя. Но и в довоенное время она числилась «писательской». Носила имя Эрнста Августа Георга Вихерта.
Он родился в 1831 году в Инстербурге (сегодня Черняховск). Изучал в Кёнигсбергском университете право.
Был судьёй в Кёнигсберге, а затем председателем Верховного земельного суда. Вместе с библиотекарем Валленродской библиотеки Р. Рейке с 1864 года издавал популярный в Восточной Пруссии журнал «Старопрусский ежемесячник» (с 1867 г. — «Старопрусские исследования»). В возрасте 57 лет переехал в Берлин, где возглавил столичный апелляционный суд. Умер в Берлине, когда ему шёл 72 год.
Однако населению Германии Вихерт знаком не как юрист, но как драматург и романист. (Популярные в прошлом комедии «Блаженный в счастье», «Шаг в сторону»). Сюжеты многих его романов и драм он брал из истории Восточной Пруссии: «Великий курфюрст в Пруссии», «Генерал Йорк», «Генрих Реус фон Плауэн».
Как видим, Вихерта интересовали поворотные моменты в истории Пруссии и народный патриотизм.
Кстати, он был очень плодовит: из-под его пера вышли 34 театральные пьесы, 28 романов и 15 многотомных повестей.
Там, где был боулинг
Как я отмечала выше, улица упирается в железнодорожную линию, ведущую в Зеленоградск. И практически в этом же месте выныривает из-под земли ручей, он несёт свои воды (сизые, вонючие) несколько метров и вновь прячется в трубу, которая выливает в итоге всё своё содержимое в Верхнее озеро. Название ручья — Ботанический.
На самом деле это канал, достаточно молодой, прорытый в начале ХХ века. Он выходит из пруда в Ботаническом саду, течёт в основном под землёй и, как я уже отметила, впадает в Верхнее озеро с севера.
Место, где ручей на ул. Гоголя выскакивает из-под земли, облюбовали выпивохи. Тусуются там даже днём. Пустые бутылки, пакеты и проч. кидают прямо в водоём...
Но такое безобразие было не всегда. По остаткам разбросанных рядом камней можно понять, что место это до войны украшали, скорее всего, скульптуры. А на довоенной карте видно - рядом располагались помещения для занятий боулингом.