Доваторовка, или Конезавод Zvion, гремевший на всю Германию

9 минут
Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора

Доваторовка находится километрах в десяти к северо-западу от Черняховска.

Нас влечёт туда бывший конезавод, называвшийся когда-то Цвионом. Судя по картинкам в Интернете, он монументальный и достаточно большой. Но разрушающийся.

Едем. Пересекли всю Доваторовку — не нашли.

60-03.jpg

Пришлось обратиться к местным.

- У нас точно нет завода, - категорично заявляет женщина лет сорока. - Вы всё путаете. Это вам надо ехать в Красную Горку (населённый пункт километрах в двух-трёх от Доваторовки, - авт.).

- Брошенный конезавод? - удивляются два пацана. - Если бы был, мы бы знали. Нет ничего такого в нашем посёлке.

Ну, что делать? Покружив и поспрашивав ещё, мы уехали.

Однако так случилось, что примерно через месяц мы снова очутились в Доваторовке. И сами нашли то, что искали.

Грандиозный, но зловещий

Бывший конезавод Цвион находится на самой окраине посёлка. Это даже не завод, а, я бы сказала, небольшой средневековый город. Только обезлюдевший. Имеется вход, выложенный у основания валунами.

Ворот, конечно, нет. Но на том месте, где они должны бы быть, лежит большой камень. А на нём — иссушенный ветрами, закалённый солнцем и омытый дождями лошадиный череп.

60-02.jpg

Заходим «в город» и оглядываемся. Построек много. Конюшни, склады, амбары, огромный крытый манеж...

На некоторых кирпичных стенах видны узоры, вензеля, кресты — да, здесь работали мастера-каменщики высочайшего уровня.

Побродив среди построек и обнаружив следы вандалов, кайлом выбивающих куски старой кладки, становится понятно, что многие здания активно разбираются кем-то на стройматериалы.

Вдруг откуда-то из подворотни быстрым шагом выходит мужчина.

Я здороваюсь с ним и пытаюсь заговорить.

- А вам зачем знать? - недружелюбно огрызается он на мой
вопрос насчёт сторожей.

- Ну, как же, - стараясь не замечать его тона, возражаю я. - Ведь завод имеет статус выявленного объекта культурного наследия, подлежащего государственной охране.

- Кому надо, тот им и пользуется, - обрывает меня незнакомец и скрывается на видавшем виды «жигулёнке».

Я направляюсь в проулок, следуя по дороге, выложенной необработанным булыжным камнем. В нос бьёт острый запах конского навоза. Значит, лошадей здесь кто-то содержит.

А вот и свежий лошадиный кал, облепленный жирными мухами. Он и привёл меня к одной из конюшен, стены которой украшены крестами из кирпичей. Деревянные ворота с примитивной щеколдой распахнуты. Изнутри тянет холодом и конским духом.

Но почему не слышно ни единого звука? Прям всё вымерло. Странно.

И… О, ужас! В центре этой конюшни с потолка свисают толстые канаты с петлями на концах.

60-04.jpg

Пробираться внутрь мимо этих петель, чтобы исследовать стойла, уже расхотелось. Лошадей там точно нет. К тому же нет никакой гарантии, что вот прямо сейчас за мной не наблюдает некий дядя, скрывшийся до поры до времени за каким-нибудь углом.

Удручённая, иду назад. Снова прохожу мимо конского черепа, охраняющего вход в заброшенный город-завод.

Мои мысли о том, что, несмотря на тотальное запустение, Цвион и поныне производит грандиозное впечатление. Вот куда надо во-
зить туристов. Но сначала его надо восстановить, конечно. Ну, и разобраться, кто и чем там тайком занимается.

Здесь конский дух

Конезавод Цвион (Zvion) гремел до войны на всю Германию.

Его история восходит к концу XIX века, когда Георг Вильгельм фон Симпсон купил имение Цвион и основал в нём свой третий в Восточной Пруссии фамильный конный завод.

Георг интересовался искусством, археологией. Обнаружил стоянку людей каменного века в Неттинене (ныне посёлок Красная Горка, это в двух-трёх километрах от Доваторовки). Много найденных уникальных предметов быта I века до нашей эры он передал в археологический музей.

Племенная ферма Георга в Цвионе успешно развивалась, поэтому с 1926 года по инициативе Зигфрида фон Лендорфа, мастера по селекции лошадей, здесь открылась первая в Германии испытательная станция (трендепо) для верховых годовалых жеребцов.

Только выдержавшие все строгие испытания могли стать осеменителями.

Оценивались три вида аллюра, поведение в тележной и тяжёлой упряжке, под наездником, перед автомобилем и поездом.

Кроме того, эксперты рассредотачивались в определённых точках вдоль дорог и оценивали состояние жеребца во время непрерывной езды (200 км за три дня со средней скоростью 11 км/час).

Проводился кардиомониторинг молодых лошадей, проверяли их координацию и шагометрию.

Племенных же кобыл испытывали здесь в возрасте двух с половиной лет.

Тех коней, которых в итоге не планировали для разведения, продавали для работ в сельском и охотничьих хозяйствах, в армию.

Эхо войны

Посёлок Цвион (Доваторовку) взяли 22 января 1945 года воины 84-й и 18-й гвардейских стрелковых дивизий.

При этом погибли более 120 красноармейцев. Памятник героям находится перед клубом в Доваторовке.

60-01.jpg

Трёхметровый обелиск из бетона венчает красная звезда. За прямоугольной площадкой находится стена с символическими бойницами. По обе стороны монумента расположены плиты в виде склонённых знамён с барельефами и надписью: «Никто не забыт – ничто не забыто».

Клуб, как мне сказали, работает, но сейчас на карантине.

Каменское, или Посёлок вежливых людей

А мы продолжаем наше путешествие.

Если вы хоть раз побываете в поселении Каменское Черняховского района, то уже никогда ни с каким другим его не спутаете.

60-05.jpg

И не потому, что здесь руины Тевтонского замка. А просто потому, что он отличается от многих посёлков нашей области - светлый, чистый, ухоженный.

А ещё это посёлок вежливых людей, любящих свою малую Родину. Вот и весь секрет.

В поселении несколько запоминающихся архитектурных точек. Мне лично первой на глаза попалась старинная кирха. Построенная на холме, она эффектно появляется из-за поворота дороги.

У подножия холма, где стоит кирха, из выкрашенных белой краской валунов составлено слово «Каменское». Видимо, чтобы проезжающие через посёлок не забыли, где находятся…

Неподалёку от кирхи (в ней, кстати, сейчас Дом культуры) интересная детская площадка, где к моменту нашего посещения играли дети дошкольного возраста.

Наверное, было время обеда, поскольку брели домой школьники с ранцами за плечами. Меня удивило, что каждый ребёнок (каждый, Карл!) здоровался, проходя мимо.

Здоровался и каждый взрослый (каждый, подчёркиваю!). Даже если ехал по дороге на велосипеде.

Ну, а теперь о кирхе, раз уж я с неё начала.

Построили её по проекту архитектора Швальбенталя в 1734 году. С восточной стороны - ризница, с северной — притвор (если это кому-то о чём-то говорит). Отдельно от здания стояла фахверковая башня с двумя колоколами, отлитыми в 1768 и 1818 годах.

В Семилетнюю войну (1756-1763 годы) русские войска, пришедшие на территорию Восточной Пруссии, забрали эту церковь и дом священника, который стоял рядом с ней, под лазарет. А при отступлении сожгли оба здания, а заодно ещё мельницу и два местных трактира. Но всё это добро немцы благополучно потом восстановили.

В ходе боёв Второй мировой войны кирха совершенно не пострадала. Устояла она и в советское время. Снесли только башню с колоколами, как идейно несовместимую с учением марксизма-ленинизма.

Эксплуатировалась кирха в качестве клуба и кинозала, а затем как поселковый ДК.

«Овощное хозяйство»

Люди обжили земли современного Каменского ещё в каменном веке (вот такая тавтология).

60-08.jpg

До середины XIII века здесь обитали пруссы. Там, где сейчас остатки Тевтонского замка на горе (прямо напротив кирхи, о которой я уже писала), находилось прусское городище Востополо (или Востполо).

Его захватили и сожгли рыцари Тевтонского ордена в 1276 году во время своего натиска в Надровию.

А чтобы закрепиться на захваченной территории, тевтоны основали свою крепость — сначала деревянную, а с 1390 года отстроенную в камне.

Её назвали Заалау, от прусского слова salow, то есть, «овощное хозяйство».

Крепость имела 2,5-метровой толщины стены, посередине двора находился колодец.

На местной речушке тевтоны построили запруду и получили озеро, которое стало естественной защитой крепости с востока. Но так как в летнее время оно часто высыхало, дополнительно соорудили ещё три запруды, и, соответственно, получили три озера.

Ну, и всё. Вроде, живи теперь и радуйся.

60-06.jpg

Однако не всё так просто. Воцарение немцев у литовских границ не понравилось племенам литвинов. Они начали с Орденом тяжёлую, долгую борьбу.

В этой борьбе пострадал однажды и замок Заалау. Летом 1376 года его взяли штурмом и разрушили войска под предводительством литовского князя Кейстутиса. Однако Орден быстро его восстановил.

В общей сложности замок Заалау в течение трёхсот лет грозил язычникам-литовцам, пока не утратил своей военной функции. А это произошло после секуляризации Тевтонского ордена. (Секуляризация — это выход из монашеского ордена с возвратом в миряне или переходом в белое духовенство.)

И примерно в середине шестнадцатого века в крепости поселились каноники, которые удалились из Кафедрального собора Кёнигсберга по идейным мотивам.

60-07.jpg

В начале XVIII века замок перешёл в руки князя Леопольда Дессау, а затем в государственную казну.

Известно, что до 1900 года в помещениях замка располагался амтман (местное управление округом), в подвалах находилась сыроварня, а ещё были винокурня и пивоварня.

Немцы не слишком церемонились со своим историческим наследием. Местное население растаскивало Замок на стройматериалы для своих бытовых нужд.

Поэтому к середине XIX века от замка Заалау сохранилось только южное крыло. В северном работали пивоваренный и винокуренный заводы, а восточная зубчатая крепостная стена распалась на отдельные фрагменты.

В настоящее время руины замка — частная собственность (с 2000 года). Однако никаких восстановительных работ или хотя бы мер по сохранению того, что есть, не проводится.

В этом можно убедиться, поднявшись вверх на холм по тропинке. Она подводит к остаткам мощной когда-то стены, обросшей сейчас кустами и деревьями. Напротив стены установлен информационный щит, изготовленный энтузиастами.

Память сердца

Оставив замок, мы пошли прогуляться по Каменскому, очень светлому, уютному и ухоженному. Нашли плотину через ручей, огибающий холм, который венчают руины замка. Заросший камышом, этот ручей не чистился, наверное, лет 75, как минимум.

60-09.jpg

Нашли и братскую могилу, к которой ведёт мостик через ручей.

Из информации, почерпнутой из Интернета, мы узнали, что посёлок Заалау взяли в ночь на 23 января 1945 года воины 11-й и 84-й стрелковых дивизий 11-й гвардейской армии.

Это позволило захватить переправы через Прегель, обеспечив тем самым возможность успешного наступления на Кёнигсберг.

При взятии Заалау погибло более 140 советских воинов.

В центре Каменского им установлен обелиск высотой 3,5 м с барельефом бюста воина и надписью: «Вечная слава героям».

Слева и справа от обелиска расположены мемориальные доски с фамилиями павших воинов.

Разработано в АЛЬФА Системс