#Победа80

Улица Шевченко

5 минут

Зачем немцы сажали книги на цепь, кто сглазил дом Советов и как художник
спас поэта, читайте прямо сейчас

Юлия ЯГНЕШКО

Современная улица Шевченко образовалась из двух кёнигсбергских улочек: Юнкерской и Французской, да ещё и прихватила Монетную площадь.

shevchen.jpg

Так выглядела Юнкерштрассе до войны

Французская начиналась от Замкового (Нижнего) пруда, по берегам которого нравилось селиться французам. Об этой улочке писал Андрей Болотов, побывавший здесь во время Семилетней войны: «Живут здесь всё французы и имеют под домами своими наилучшие французские лавки». Сетовал только, что пруда за строениями совсем не видать.

Была полна, как сейчас бы сказали, модных салонов и Юнкер-штрассе (сегодня на ней магазин «Адамчик»). Здесь селились богачи, недаром «юнкер» — означает дворянин. Их баловали сплошь новинками от европейских кутюрье - шелка, кружева, драгоценности.

Украшала улицу Новая Альтштадтская кирха (на месте гостиницы «Калининград»), перестроенная в 19 веке в неоготическом стиле по проекту Карла Шинкеля. (Старая, 13 века, мешала движению и уже разрушалась.) От прежней остался алтарь начала 17 века, орган и три колокола.

В 1944-45 гг. купол был пробит снарядами, своды рухнули, в 1950-х кирху снесли при прокладке Ленинского проспекта. Но пишут, что её колонны пригодились при постройке ворот стадиона «Балтика».

Замок, которого нет

Практически на каждом довоенном фото этого района можно увидеть Королевский замок — в разных ракурсах. Сейчас от него осталась лишь часть подвальных помещений.

Замок основали рыцари Тевтонского ордена в 1255 году по личному распоряжению чешского короля Оттокара II Пржемысла, который дал на постройку денег (кстати, в честь него крепость и назвали).

Её стены выдержали осаду восставших пруссов. Весь гарнизон и прятавшиеся там немецкие переселенцы едва не погибли от голода: ели лошадиные шкуры, ремни на обуви, но подмогу дождались.

Подавив восстание, Орден построил каменную цитадель: стены толщиной 2-3 метра, башни (с галереи одной из них часовой трубил в 4 утра и в 8 вечера, а также если замечал врага или пожар), здание Конвента (рыцарского собрания), приют для престарелых рыцарей (каждый имел комнату и слугу, а полы подогревались) и т.д.

До 18 века замок постоянно перестраивали. Ему довелось быть резиденцией и Великого магистра Тевтонского ордена и герцога, когда государство стало светским. Последним Великим магистром и первым герцогом был Альбрехт Бранденбургский.

Это он основал в замке библиотеку, ставшую ядром Королевской, а затем городской библиотеки Кёнигсберга. Имелись в ней очень редкие, рукописные фолианты, из-под пера древних монахов. Их и приковывали к полкам цепочками (чтобы не украли).

В 1697 году в замке принимали Великое русское посольство, бывал здесь и царь Пётр, гостивший инкогнито.

В январе 1758 года, во время Семилетней войны, русская армия заняла город без боя. «Улицы, окна и кровли домов усеяны были бесчисленным множеством народа. Все жадничали видеть наши войска», - писал наш главнокомандующий генерал Фермор. В замке ему вручили ключи от города.

Немецкий историк Гаузе отметил, что русские не безобразничали, а кёнигсбержцы рубль ценили тогда больше, чем талер. Наших офицеров любили видеть на балах, саночных выездах и маскарадах.

А ещё в замке короновали Фридриха I (в 1700-м) и Вильгельма I (в 1861-м).

Сглазили...

Во Вторую мировую замок сильно пострадал. Разрушений добавили и после (там поработала камнедробилка). Сохранять его не пытались, а когда в декабре 1952 года часть стены рухнула на дорогу, остановив движение и перебив связь, заговорили о плановом обрушении.

Архитекторы указывали на то, что замок является одним из крупнейших средневековых памятников в Прибалтике, что уцелели постройки 13—14 веков, предлагали восстановить хоть частично, устроить музей, а во дворе - памятник героям штурма.

6_23.jpg

Но, по слухам, мимо него однажды проехал предсовмина СССР Косыгин и, кинув взор на руины, повелел немедленно вырвать этот «гнилой зуб прусского империализма». И в 1968 году замок снесли.

Уже в 1970-м на его месте начали возводить Дом Советов, где планировали разместить обком партии, облисполком и др.

В основание забили 1148 свай, работали круглосуточно, уже запустили отопление и клали паркет, но... СССР рухнул. Стройку не завершили.

Кое-кто всерьёз считает, что виной тому сами строители. Обнаружив на площадке артезианскую скважину, они замуровали её. А это плохая примета.

Наш дворец

Через пустырь от Дома Советов, на первом этаже многоэтажки, в 1985 году открыли Дворец бракосочетаний (а до этого калининградцы женились в Доме счастья на Нахимова, 13, в немецком особняке.)

Ленинградские архитекторы и дизайнеры в холле Дворца установили стеклянное дерево счастья, стены украсили шелкографией и мозаикой, полы «одели» в мрамор и паркет, а фасад декорировали барельефами (скульптор Галина Додонова). Даже дверные ручки облекли в форму обручальных колец.

Совсем недавно внутреннее убранство Дворца обновили. Теперь молодожёнов регистрируют в Золотом и Серебряном залах.

Который час в Гонолулу?

6_02.jpg

Перейдём через дорогу и подойдём к башенке с часами. Это «Древо времени» или «Часовые пояса». Циферблаты показывают время в 12 городах мира.

Лет 20 часы стояли, а в 2018-м их запустили. Каждую минуту стрелки циферблатов одна за другой перескакивают на деление, принимая эстафету друг от друга.

Рядом с часами есть памятный камень. Как раз на месте дома, в котором в 1776 году родился Эрнст Гофман. Тот самый, что подарил нам историю про Щелкунчика.

И два слова о Нижнем озере. Немцы называли его Замковым прудом. Хотя долгое время совсем не по рангу: водоём был замусорен, заболочен, источал зловоние. Лет 200 назад его даже хотели засыпать. Но горожане собрали деньги, очистили акваторию и пруд стал действительно Замковым: с мостиками, променадами под ажурными фонарями и лебедями на чистой глади воды.

По цене картины

Упомянем и о Тарасе Шевченко, украинском поэте и художнике, имя которого носит улица сегодня (сразу после войны называлась Смоленской и Управленческой).

Судьба его удивительна. Родился в семье крепостного, был пастухом, потом слугой-казачком у помещика. Тот задумал сделать из мальчишки домашнего художника. Во время учёбы Тарас познакомился с Брюлловым и художник выкупил ему свободу, продав на аукционе свою картину.

Шевченко закончил Академию художеств в Петербурге, но за вольнодумство был сослан в солдаты.

И всё же он стал академиком по классу гравюры, а также поэтом. Помните знаменитое «Реве та стогне Дніпр широкий...»?

Разработано в АЛЬФА Системс