Есть ещё уголки в нашей области, которые просто пропитаны духом старины. Но даже и среди них выделяется посёлок Низовье, что буквально в десяти км от Калининграда
Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
Добраться до Низовья проще простого: либо на машине, следуя в конец Московского проспекта и потом в сторону посёлка Родники, либо автобусом 110-го маршрута с калининградского автовокзала. Он довезёт до места за 40 минут.
Что можно посмотреть в Низовье (бывшем Вальдау)?
Замок Waldau в начале XX века
Конечно, орденский замок, считающийся одним из самых древних сохранившихся замков в нашей области. Однако главное (!) - музей. В музей обязательно нужно сходить! Во-первых, он развёрнут во флигеле XIII века, который за восемь веков не перестраивали (!), а, во-вторых, там с любовью собраны уникальные коллекции, даже выставлены находки при раскопках прусских поселений.
Тут резали кур
В замок мы попали в день открытых дверей, поэтому имели возможность обойти его от подвала и до… второго этажа.
Волонтёр по имени Марат говорит нам о том, что замок девять лет назад передали в собственность Русской православной церкви, а та в свою очередь, не имея возможности восстановить замок, отдала его на 49 лет в аренду одной семье, переселившейся к нам в область.
Сын этих арендаторов, бойкий подросток 13-14 лет, показывает посетителям первый и второй этаж строения, провожает по короткой, крутой лестнице в погреб. Познания его невелики, кое-что из распространяемой им информации вообще спорно, но послушать всё же забавно.
Например, малец утверждал, что когда немецкие рыцари возводили в 1264 году замок Вальдау и обнаруживали при этом хоть один немаркированный кирпич в партии, то всю партию отправляли назад каменщикам.
Едва мы спустились с лестницы в погреб и наткнулись на валун в полу, от которого отходил каменный жёлоб, наш юный гид поведал ещё одну легенду. По его версии, валун требовался рыцарям для того, чтобы сподручнее было рубить курам головы: а кровь предусмотрительно стекала по этому специальному жёлобу.
«Верные» пруссы
Я обхожу замок и отмечаю, что от раннего средневековья ничего не осталось (кроме мощного погреба, конечно, с его полутораметровыми сводчатыми стенами).
Рвы с водой засыпаны (замок стоял как бы на острове, контролируя окружающую его местность), башни разрушены, оборонительные ходы исчезли, само здание в течение веков многократно перестраивалось, согласно вкусам его владельцев.
Лишь исполинское дерево у тыльной стороны замка, которому лет 200, всё покачивает ветками, как встарь многие и многие тысячи его собратьев.
Такие же деревья росли здесь с незапамятных времён. Пруссы называли местечко Вальдов, что значит «владение» (напомню, сейчас оно — Низовье). Поклонялись идолам, приносили жертвы своим языческим богам.
Рыцари Тевтонского ордена захватили Вальдов без боя в 1255 году, после чего пересчитали новых своих подданных. Их оказалось порядка 800 человек.
Всех жителей обратили в христианскую веру, повелев при этом сжечь своих деревянных идолов.
До наших дней дошли имена двух здешних пруссов - Бруланта и Диабеля. Они не примкнули к мятежникам в период Второго прусского восстания. (Кстати, пруссам тогда всего чуть-чуть не хватило сил, чтобы смести агрессоров со своей земли.) За проявленную верность рыцари, вернувшиеся на вальдавские земли, переименовали этих двух пруссов в Иоганна Бруланта и Конрада Диабеля, подарив им дворянство. А ещё доверили строительство своего замка, который возводили в 1258-1264 годах.
На протяжении многих лет замок в Вальдау (Waldau) служил опорным пунктом тевтонов при набегах в земли литовцев. Здесь часто жил, обдумывая стратегию ударов, верховный маршал ордена и даже неоднократно — сам Верховный магистр.
Здесь гулял Пётр Первый
В начале XVI века Вальдау перешёл во владение герцогу Альбрехту, который перекроил внутренние помещения замка под вкус своей супруги Анны-Марии Брауншвейгской.
Так что останавливавшийся здесь 17 мая 1697 года царь Пётр Первый под видом Петра Михайлова в составе Великого посольства, видел уже переиначенный, более светский замок.
Достойное применение замку нашли в 1858 году — сюда поселили первую Восточно-Прусскую академию. Правда, для этого безжалостно разобрали последние уцелевшие башни и стены замка: со своим наследием немцы не церемонились.
Академия просуществовала в Вальдау всего 10 лет, после чего её перевели в Кёнигсберг. На её месте зато открыли постоянный семинар по подготовке учителей начальных классов.
Семинар проработал практически вплоть до занятия Вальдау в конце января 1945-го соединениями 11-й гвардейской, 43-й и 39-й советских армий. Кстати, в ходе боевых действий замок (который после всех переделок всё равно называли замком) не пострадал.
Какое-то время после войны в нём находился госпиталь, а с октября 1947 года его помещения передали в пользование студентам СПТУ-20. На первом этаже им организовали столовую, на втором — общежитие. А уже в начале XXI века СПТУ стало считаться сельскохозяйственным колледжем.
Колледж в итоге выехал, замок, как я уже писала, передали в собственность Русской православной церкви. В одном из его флигелей, где прежде находилось овощехранилище, работает сейчас муниципальный музей.
Узник замка Waldau
«Мы десять КамАЗов грязи вывезли, чтобы расчистить под экспозицию здание флигеля, - говорит супруга Андрея Баринова, создателя музея замка Вальдау, к сожалению, уже ушедшего из жизни. - Здесь всё родное — потолки, стены, пол — всё сохранилось так, как и было в XIII веке. Толщина стен от 1,3 до 1,5 метров».
Когда вывозили грязь, наткнулись на совсем уж необычную находку: замаскированную в толще стены камеру с кандалами и цепью на полу. В этой каморке, площадью полтора метра на метр, видимо, держали провинившихся рыцарей. Кстати, обнаруженную камеру так и оставили для осмотра, «поселив» туда закованный в кандалы человеческий скелет.
Вообще муниципальным музей называется по статусу, а по содержанию — он краеведческий.
Там, например, я впервые увидела толковую, абсолютно понятную карту передвижения по Восточной Пруссии и по Европе Великого русского посольства. (Она во всю стену.)
Некоторые факты по истории края, собранные бережно, с большой любовью, просто изумляют. Например, оказывается, за XIV век немцы построили в Пруссии порядка 100 замков, в том числе Вальдауский. При строительстве использовали местную глину, которой в Пруссии в избытке. Самый габаритный кирпич орденского периода в нашей области нашли в замке Бальга. Он 3,350 метра в длину, 2,150 в ширину и 0,9 м в высоту. Вес его - 10 кг 720 г.
Наиболее ценные экспонаты музея (на мой взгляд) сосредоточены в подвале флигеля. Там собраны археологические находки, датированные VIII-XI вв., обнаруженные при раскопках в районе современного Приморска: фрагменты прусских женских браслетов, кольца, фибулы, в том числе посеребрённые, застёжки.
Воевал с Наполеоном
Официальный статус муниципального Вальдауский музей получил в феврале 2007 года. А до этого, примерно лет десять, он существовал как бы на общественных началах. Со всей округи люди несли Андрею Баринову любопытные экспонаты, коллекция росла как на дрожжах.
Сейчас в залах музея оборудованы экспозиции по разделам:
Пруссия (археология);
Тевтонский орден и история замка Вальдау (Waldau).
Пребывание Петра I и Великого посольства в замке.
Наполеоновские войны и немецкий поэт Максимилиан фон Шенкендорф.
Этнографическая коллекция Восточной Пруссии. Первые переселенцы Waldau-Низовья.
Первая мировая война.
Вторая мировая война.
Социализм.
Поскольку немецкому поэту Максимилиану фон Шенкендорфу (Gottlob Ferdinand Maximilian Gottfried von Schenkendorf) посвящена в музее целая экспозиция, да ещё над входом установлена ему памятная доска, то, естественно, мы поинтересовались у экскурсовода: за что такая честь?
Как оказалось, это дань благодарности и уважения. Поэт жил в Вальдау год (в 1805 г.), причём, именно тогда, когда замок намеревались полностью снести. А поскольку Максимилиан фон Шенкендорф был человеком образованным, он, понимая ценность исторического сооружения, сумел найти аргументы в его защиту. В итоге всё, что можно было спасти, он спас.
Спустя два века после этого события в аутентичном флигеле замка, сохранённом 200 лет назад его стараниями, и развернули музей.
Чем ещё примечателен Максимилиан фон Шенкендорф?
Тем, что участвовал в войне против Наполеона, что создал в Кёнигсберге союз поэтов «Венок Балтийского моря».
Прожил он немного, всего 34 года: скорее всего потому, что как и многие юнцы своего времени, стрелялся на дуэли, где и получил тяжёлое ранение.
В 1890 году в Тильзите, где родился будущий поэт, на площади, на пожертвования горожан установили памятник Максимилиану фон Шенкендорфу. Причём, под памятником заложили капсулу с грамотой, подписанной императором Вильгельмом II.
Когда Красная Армия приближалась к Тильзиту, памятник демонтировали и увезли. До настоящего времени его местонахождение неизвестно.
Однако уцелел
Когда вы попадаете на территорию замка, то первое, что вам бросится в глаза, - это большой каменный белый короб посреди двора, по всему периметру обнесённый цепью на металлических столбах.
Обходя короб, вы обнаружите на нём кресты, дату 1914-1918 и надпись: «Zum gedaechtnis unseren im 1 Kriges gefallenen Seminarbrueder und Kameraden». Что в переводе: «В память о погибших в Первой мировой войне семинарских братьях и товарищах».
Так выглядит памятник павшим учителям семинарии в годы Первой мировой. Пожалуй, он сохранился лучше всех памятников той эпохе на территории нашей области.
Установили его во дворе замка на средства семинарской школы и бургомистра в 1924 году. В 1992-1993 годах он был отреставрирован по инициативе бывших жителей Вальдау за счёт местной администрации и частных лиц.
С марта 2007 года этот монумент обладает статусом объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
Он ухожен
После осмотра замка и музейной экспозиции мы разыскали братскую могилу красноармейцев, погибших в окрестностях Вальдау, — всего захоронено более 350 воинов. (Она напротив замка через дорогу, ведущую в Калининград.)
Мемориал произвёл приятное впечатление: он ухожен, скульптурная группа, изображающая атакующих воинов, - это центр композиции — покрашена, на мемориальных досках чётко видны фамилии павших, рядом много венков.
Захоронение является объектом культурного наследия местного (муниципального) значения.
А оно заброшено
Не могу не сказать ещё об одном памятнике ушедшей эпохи.
Ещё когда мы ехали к замку по трассе, проходящей через всё Низовье, с правой стороны заметили красивое здание, которое может украшать собой любой город.
И вот после всех экскурсий, на обратном пути в Калининград, мы остановились, чтобы рассмотреть здание получше.
Увы, его состояние расстроило: окна выбиты, крыша не сегодня-завтра обрушится, некогда красивое полукруглое крыльцо рассыпается.
«У немцев тут была аптека, - говорит мне проходящая мимо местная жительница по имени Тома. - Я давно в Низовье — всё здесь знаю. Кроме лекарств, продавали в аптеке лампы и керосин для их заправки, чай, кофе. А в советское время здесь открыли школу. Я сама в ней училась».
И тут я вспомнила нашу Кройц-аптеку на Фрунзе. Жаль, если это красивое здание повторит сейчас её судьбу...