«Гости на борту!» И точно: верхом на трале на палубу въезжает... пингвин. Зачем такому франту в чёрно-белом фраке гоняться за рыбой, когда советские моряки выловили несколько тонн? Наелся, повеселил усталых моряков - и обратно в пучину
Юлия ЯГНЕШКО
Анатолий Шишкин родился в Крыму, жил с родителями в Феодосии. Райское место! Но 22 июня 1941 года грянула война и южное солнце словно потускнело…
Фашисты рвались к полуострову, угроза его захвата становилась неминуемой. Папа сутками пропадал на машинно-тракторной станции, где работал механиком. По всей округе спешно собирали технику и готовили к отправке в тыл. С одной из таких колонн в сентябре 1941 года ушёл и отец Анатолия.
Как только фашисты вошли в город, начались повальные обыски. Населению объявили, что разыскивают ушедших в подполье коммунистов и что за пособничество им полагается расстрел. А на самом деле в основном искали, чем поживиться.
Спасли часы
Летом 1943 года людей стали забирать на работу в Германию. В один из таких эшелонов угодили и 14-летний Толя с мамой.
После нескольких дней пути их поезд остановился на станции какого-то украинского посёлка. Людей заставили выйти из вагонов и отвели в бывшую школу, где немецкий конвой передал «этап» местной полиции.
Полицаи с охраной особо не усердствовали. Зато, как и оккупанты, были не прочь обобрать новоиспечённых рабов рейха. И в этом было спасение.
Толя выбрал самого сговорчивого, как ему показалось, полицая и стал прохаживаться около него. Наконец невзначай вынул руку из кармана и, как бы между прочим, глянул на циферблат отцовских часов.
- Шо це таке? – тут же заинтересовался охранник, даже забыв про огурец, которым так громко хрустел на глазах у голодных. И с удовольствием сунул часы за пазуху, когда договорились, что поможет уйти Толе и его матери. Слово сдержал. Одним больше, одним меньше — какая разница? И этой же ночью Шишкины сбежали.
«Диверсанты»
Трое суток без крошки во рту и без единого документа они пробирались в село Терпение, где жил брат отца. Он и приютил.
Но там Толя снова угодил в облаву. Немцы собрали подростков и заставили их подтаскивать тяжеленные снаряды к орудиям, которые были установлены на возвышенностях вокруг села.
Тогда юноша впервые увидел немецкий шестиствольный реактивный миномёт - «ванюшу» или «скрипуна» (это прозвище ему дали за характерный резкий звук стартующих мин). В отличие от наших «катюш» у них миномёты своего хода не имели, колесницу подтягивал грузовик или лошади.
Вдруг, после очередного обстрела наступающих советских войск, появилась немецкая штабная машина. Миномётчики выстроились по струнке. А из легковушки выскочил офицер и принялся на них «лаять». Потом конвойные отобрали у бедолаг-миномётчиков оружие, арестовали и увезли.
Оказалось, что их расчёт целый день прицельно лупил… по своим позициям! Как такое могло случиться? Мальчишки были уверены – это они помогли своим. Ведь накануне случайно толкнули колесницу с миномётом и, возможно, сбили наводку...
Пользуясь этой кутерьмой, ребята сбежали. Больше месяца укрывались в старом водосточном туннеле. Пока не прошёл слух, что фашисты собрались его взрывать, надеясь выкурить оттуда партизан.
Только выбрались и снова облава... На этот раз повели к железной дороге. Значит, опять в Германию. В ожидании состава загнали людей в большой амбар и держали там несколько дней.
А фронт был уже совсем близко, потому что взрывы приближались с каждым часом. Наши!
И Толя стал готовиться к побегу. Пытаясь подобрать момент, сквозь щели парень наблюдал за передвижением охраны. И вдруг возле колодца заметил солдата в каске. А на каске… звезда! Наши!
По пояс в селёдке
После освобождения Крыма они с мамой вернулись в Феодосию. И Толя устроился на работу в гараж курсов повышения квалификации офицеров Черноморского флота, где помогал ремонтировать автомашины.
«9 мая 1945 на улице началось странное волнение, - вспоминает Анатолий Гурьевич. - Люди шумели, кричали, обнимались. «Победа!» А я и рад и растерян. Ну никак не мог представить, что фашистов больше не будет...»
Что такое победа, он по-настоящему понял только в тот день, когда с фронта вернулся отец. Всё это время от него не было весточки. Жив ли? И вот он стоит на пороге дома. Схватил, подбросил вверх, как маленького. Толя застеснялся, а сам был счастлив безмерно!
Закончив ФЗО, Анатолий пошёл на завод, работал формовщиком-литейщиком. Отливал станины для машин, колёса, цепи. Да так хорошо, что его пригласили мастером в родное училище и до службы в армии он даже успел выпустить группу.
А после демобилизации, в мае 1954 года, он приехал в Калининград: позвал двоюродный брат, который ходил в море боцманом. Но увы, матросы в УЭЛе, куда пошёл устраиваться Шишкин, не требовались. Зато СРТ-691 на отходе, а повара нет. Эх, была-не была!
Качаясь на волнах, кашеварил, чистил картошку, жарил рыбу, а сам поглядывал, чем занят экипаж. Ну, а как рыба шла, так становился со всеми вместе на подъём сетей — по пояс в селёдке.
Из подводного плена
Первый рейс матросом сделал на СРТ-4196 у капитана Валентина Васильевича Полулихова. И сразу серьёзная проверка морем — довелось Шишкину выручать весь экипаж.
Случилось это в Норвежском море. Ребята ставили сети, как вдруг:
- Намотка на винт!
Стоп, машина! Конец промыслу, пока не подоспеет помощь. Значит, простой. А рыба прёт по 400 кг на сеть…
- Разрешите устранить, - обратился к капитану матрос Шишкин.
- Разрешите и мне с ним, - тут же подскочил его закадычный друг Руслан Хабаров.
Ни аквалангов, ни водолазных костюмов в 1955-м на судах не было. Поэтому, получив добро, вооружились шкерочными ножами и пошли под воду.
Ныряли и резали по очереди, пока вожак (трос с грузом, который удерживает сеть) и скрутки сетей не поддались. Потом механики провернули вал и размолотили остатки. И снова моряки принялись ставить сети, а наутро подняли на борт 240 центнеров атлантической сельди.
А Руслан Хабаров через несколько лет погиб. Авария… Судно затонуло…
Рыбачка и рыбак
Именно капитан Полулихов дал Шишкину рекомендацию в школу усовершенствования кадров плавсостава, которая тогда находилась в Мамоново и звалась среди моряков просто – «академия».
И решил судьбу Анатолия. И не потому, что Шишкин через несколько лет сам станет капитаном дальнего плавания, что будет водить большие БМРТ, что побывает в Канаде, странах Африки и в Баренцевом море. А потому, что там, в Мамоново, Анатолий встретил Антонину.
«В ШУКС были отличные преподаватели, - вспоминает Анатолий Гурьевич. - Я был недоучка с «татаро-украинским» уклоном, но преподавательница русского языка отнеслась с пониманием, помогала.
А жили мы в общежитии. Однажды иду к себе, а тут девушка с портфелем. Такая красавица! Оказалось, командировочная и живёт у нас на втором этаже, где размещалась гостиница».
У Тони тогда должность была серьёзная - старший инспектор по ликвидации убытков в сельском хозяйстве области. Моталась по колхозам и совхозам, выясняла, почему неурожай, как бороться с сором и другими бедами. И характер тоже серьёзный. Как подступиться?
Но на вечере отдыха Анатолий отважился, пригласил на танец. А когда она вышла с ним, кивнул на танцующих рядом парня и девушку:
- Смотрите, какая прекрасная пара.
И вдруг Тонечка отвечает:
- А давайте мы с вами ещё лучшую составим?
Сказано — сделано. В 1959 году поженились, прожили вместе много лет, отпраздновали Золотую свадьбу.
Видал и космонавтов
Но прежде чем подняться на капитанский мостик, Шишкин стал мастером добычи. Отвечал за все снасти на судне, чинил их, если была надобность, штопал сети.
Ведь лов дрифтерным способом дело непростое. С мостика дают команду на какой глубине идёт косяк. И опустить сети надо строго на эту глубину, чтобы рыба угодила в промежуток шириной всего в 12 метров. Попали - 50-60 тонн на борт. Не попали — недолов со всеми вытекающими последствиями.
И при таком деле Анатолий Гурьевич всегда находил время поинтересоваться штурманской работой. То к одному помощнику капитана подойдёт, то к другому. Так, мимоходом, они и научили, например, «ловить солнышко», то есть прибором измерить его высоту и затем определить местонахождение корабля.
Потому на судоводительское отделение Калининградской мореходки поступал осознанно. В 1971 году закончил, и началась у него другая, капитанская жизнь, подарившая немало впечатлений и интересных встреч.
Например, в 1976 году на Кубе, где Шишкин работал в ремонтно-подменной команде, на судно пришли космонавты Виталий Севастьянов и Пётр Климук, которые летом 1975 года более 60 суток провели на орбитальной станции «Салют-4».
* * *
...Тысячи морских миль, десятки портов, острова и проливы, бури и шторма. Сколько пройдено! А мечта одна на всех - поскорее увидеть родной причал!