Шанс для наркомана: тюрьма не выход

7 минут
В мае исполнится 20 лет некоммерческому Центру реабилитации наркозависимых в Орехово (Гвардейский район). За эти годы здесь получили помощь примерно 1000 человек, 75 процентов – мужчины. Практически каждый второй после реабилитации порвал со своим тёмным прошлым, вернулся в семью

Галина ЛОГАЧЁВА

Ветреный солнечный день. Первым, кто встретил нас, журналистов «Гражданина», в Центре реабилитации наркозависимых в Орехово, был алабай по кличке Тарас. Радостно залаял, завилял хвостом, и засунул свою голову мне в сумку. 
- Вкусно пахнет. – Прокомментировал поведение пса парень, катящий куда-то тележку. - Вы не бойтесь, он у нас добрый, - кричит мне другой молодой человек, который возится на скотном дворе.
Мы объявляем о своём желании осмотреть тамошнюю живность, и ребята ведут нас показывать поросёнка, предупреждая: сарай тёмный, фотографировать будет непросто. Пока идём, из-под ног лениво выпархивают пёстрые куры, чуть в сторонке настороже петух, присматривает за своим гаремом.
- А это что? - Показываем на земляной бугор, смахивающий на вход в бомбоубежище. Оказывается, подземное овощехранилище. Весь урожай, который растили летом и осенью ореховцы, сберегается здесь, в прохладном сухом «погребе».
Завидев пасущуюся за домом корову, просим организовать показательную дойку. 
0411.jpg
И ореховец Женя, приставленный смотреть за бурёнкой, берёт ведро и бредёт по кочкам к Зоре, так зовут корову. Мы за ним. 
- Вообще-то я не в поле её дою... - как-то неуверенно говорит он. И действительно, корова не настроена работать на публику. Как только под неё ставится ведро - отходит, вопросительно посматривая на чужаков.
Разговорились. По словам Евгения, уход за коровой не составляет для него труда. В деревне ещё, будучи маленьким, у бабушки своей научился чувствовать животинку — она ведь кому попало в руки не даётся, привыкает к одному человеку. 
У 34-летнего Евгения за плечами большой наркоманский стаж, причём, героиновый. «С 96-го употребляю», - просто констатирует он. В Орехово Женя всего два месяца. Внешне спокойный, учтивый, отзывчивый. Трудно поверить, но у него за плечами три уголовных дела — кражи, сбыт наркотиков. Вот такое богатое прошлое.

Не пионерлагерь
Сергей Елизарович Слободянюк, директор Калининградского регионального благотворительного общественного Фонда реабилитации для наркозависимых «Орехово» - так длинно официально называется Центр, говорит, что практически половина его подопечных имеют судимости. За кражи, хранение наркотиков, за мелкий сбыт… И сидел бы иной раз парень в тюрьме, но... вовремя попал в Орехово.
«Сколько раз я был в судах, судьи в большинстве случаев идут навстречу, если видят, что человек хочет изменить свою жизнь, что  не прячется, а находится на реабилитации, - говорит Сергей Слободянюк. – Они рассуждают так: если есть шанс – его надо дать. Ведь если он не будет лечиться, то снова начнёт воровать зеркала с машин, вытаскивать магнитофоны, скручивать колёса, охотиться за кошельками – мелкая и средняя уличная преступность на 80 процентов приходится на зависимых от алкоголя и наркотиков». 
Распорядок дня в Центре отлаженный. Подъём в семь утра. Затем пробежка 3-5 км. «А если я, например, не хочу?» - задаю вопрос директору.
«Надо, - аскетически отрезает он. - Здесь не пионерлагерь. Насильно, конечно, никого не заставляют, но если ты не болен и нет противопоказаний по здоровью, то бег трусцой и зарядка обязательны. Таков распорядок, он формирует волевую саморегуляцию: не побежишь, значит уступишь своей слабости, лености, а значит, по большому счёту, своей зависимости.
Многократное форсирование и преодоление себя укрепляет стержень волевой саморегуляции - поскольку для реконструкции личности зависимого нужна психологическая и социальная работа. Человек должен расширить своё мировоззрение, приобрести новые навыки, открыть новые ресурсы, которые ему помогут жить и не употреблять наркотики». 

Жизнь по гонгу
Здесь всё по гонгу. Гонг «зовёт» здесь на обязательные работы, на беседы с психологом, на приём пищи. Два удара в гонг — знак тревоги, - значит, что надо немедленно всё оставить и идти на «совет».
- Побеги были у вас?
- Были, - говорит директор. - «Сегодня» зависимый хочет жизнь поменять, а «завтра» – передумал и желает вернуться в свою среду. Но по нашему Уставу, если решил уйти, то обязан позвонить в гонг два раза, всех собрать и сказать: хочу покинуть Центр. Мы удерживать насильно не можем, но коллектив наш, психологи, социальные работники, сами ребята будут стараться достучаться, убедить продолжить работу над собой.
... Вдруг, как по заказу, беседа наша с Сергеем Слободянюком прерывается: в гонг пробили два раза. «Все собрались, вас ждут, Сергей Елизарович», - приглашает его симпатичная девушка.  
Он уходит  на «совет», а мы остались рассматривать пухлые альбомы с фотографиями. 
На снимках сияющие лица крепких ребят. Они играют в футбол, бегают с алабаем Тарасом кросс, отмечают Новый год, пекут хлеб, фотографируют богатый урожай картошки, выращенной своими руками. 
Возможно, что в такие счастливые моменты и происходит озарение, виртуальная линия водораздела: «до» и «после». Ведь как здорово, оказывается, можно жить! Всё в тебе самом. И зло, и добро. Выбирай сам!  

Уйти нельзя остаться
Ещё как только мы приехали в Орехово, про себя сразу отметили - насколько вежливы здесь ребята: здороваются, извиняются, охотно отвечают на вопросы. Здесь мало девушек, поэтому их видно в первую очередь. Например, с одной, её зовут Лена, я и хотела поговорить.
Ей 28 лет, на героине с 2003 года. Причина банальна, как у всех, хотелось попробовать запретного, потому что героин — это «круто»! Говоря, что дома с родителями осталась дочка, которой в мае будет 6 лет, Лена расплакалась. 
Мы обнялись и заплакали обе. 
Наверное, в ней сейчас говорит страх. Страх возврата к жизни, где всё человеческое становится чужим... 
Тоненькой хрупкой небольшого роста Юлии 26 лет. Кому бы в голову пришло, что всего полтора года назад она неделями не выходила из запоев?
- Без Центра реабилитации я бы не справилась, - говорит Юля. - Всё катилось вниз.
У неё есть 5-летний сын, которого воспитывают в Калининграде свёкор и свекровь, а с мужем она в разводе.  

Как попадают в Центр?
С 1995 года Центр в Орехово был в нашей области единственным учреждением для реабилитации наркозависимых и существовал только за счёт частных пожертвований (в большей мере за счёт родителей наркозависимых, проходивших здесь реабилитацию).
Положение изменилось два года назад, когда согласно  Государственной антинаркотической стратегии была разработана «региональная программа по противодействию незаконному обороту наркотиков», в рамках которой по решению губернатора Николая Цуканова в подведомстве министерства социальной политики создали государственное бюджетное учреждение центр социальной реабилитации «Большая поляна», чтобы реабилитацию могли проходить и ребята из  малообеспеченных семей, за счёт областного бюджета. Сейчас «на бюджете» 23 человека, планируется увеличить их число до 40 и более.
Поэтому для «Большой поляны» в посёлке Ново-Бобруйск Правдинского района было передано помещение бывшей школы с участком земли. Сейчас в нём ведутся ремонтные работы.
… Мы едем в Ново-Бобруйск, смотреть, что и как. 
Уже подъезжая, видно, как на территории работа кипит. Здание ремонтируется ударными темпами. 
- Сначала в нём была школа, потом детсад, – говорит Сергей Слободянюк. - И показывает большой яблоневый сад, окружающий бывшее здание школы. Затем ведёт к оврагу, где открывается красивый вид на реку Путиловку. 
В этом учреждении будут получать услугу граждане РФ, проживающие в Калининградской области. А пока, на время ремонта в Ново-Бобруйске, учреждение «Большая поляна» безвозмездно разместил у себя Центр «Орехово».
Кстати, в прошлом году Центр «Орехово» был отмечен сертификатом соответствия первого уровня. Это означает, что оказываемые тут услуги по социальной реабилитации наркозависимых соответствуют требованиям Системы добровольной сертификации. Кроме того, за последних несколько лет Центр стал победителем 4 конкурсов, один из его проектов - «Крепкий орешек» был поддержан ООО «Лукойл-Калининградморнефть», а проект «Старость в радость» Благотворительным фондом Чулпан Хаматовой. В его рамках оказывалась помощь одиноким пожилым людям в заготовке дров, на огородах, в саду и т.д. В этом году Центр планирует проводить семинары для специалистов. В БФУ им. Канта на факультете психологии открывается отделение по повышению квалификации реабилитологов, в стадии заключения договор об обучении социальных работников государственного бюджетного учреждения, а реабилитационный Центр в Орехово будет использоваться как площадка для прохождения практики студентов психологического факультета.

Всю информацию о деятельности Центра социальной реабилитации «Большая поляна» в Орехово, в том числе о порядке приёма, можно узнать на сайте bolshaya-polyana.ru.
Разработано в АЛЬФА Системс