На оперативном совещании у главы Калининграда вновь коснулись концепции развития велодвижения в городе
Юлия ЯГНЕШКО
Уже несколько лет власти города обсуждают возможности развития инфраструктуры для велосипедистов. Ведь велосипед - отличное транспортное средство, у которого масса преимуществ. Во-первых, он почти не наносит вреда природе. Во-вторых, является средством здорового образа жизни. В-третьих, он мобильнее в условиях «пробок».
Именно поэтому продажи велосипедов растут год от года. (По словам Сергея Мельникова, замглавы администрации города, председателя комитета городского хозяйства, на 7-10% ежегодно.)
Специалисты администрации проанализировали уже три десятка улиц Калининграда — от общегородских магистралей до улиц местного значения. И предложили перечень мер, чтобы организовать на них велодорожки.
Увы, в большинстве случаев это можно сделать за счёт сужения проезжей части. Ведь таких магистралей как Гвардейский проспект или ул. Согласия, где можно сделать обособленную дорожку, мало.
А вот на проспекте Победы, улицах Черняховского и Горького и вовсе велодорожки можно оборудовать только по тротуарам. Причём минимальных величин. Рассматривается даже вариант поделить тротуары между пешеходами и велосипедистами: на улицах Космонавта Леонова и Комсомольской, к примеру, оставить первым только чётные стороны, а противоположные предоставить под велодорожки в обоих направлениях.
В тех же районах, где возможно, нужно предусмотреть уход велосипедистов с загруженных трасс. Как пример - ул. Ленинградская, по которой можно проложить велодорожку параллельно активно используемой ул. Тельмана.
Демонстрируя на слайдах различные варианты устройства велодорожек (выделены брусчаткой, дорожной разметкой, асфальтом красного или зелёного цветов, знаками на дорожном покрытии и т.д.), председатель КГХ заметил, что потребуется и увеличение парковочных мест для велотранспорта.
Уже сейчас их активно размещают возле магазинов и развлекательных комплексов. Но по нормативам нужно значительно больше. Например, у больших торговых центров по 5-7 на 100 кв. м площади зала, у школы - до 70 мест на 100 учеников, у театра, концертного зала и кинотеатра - по 25 на сотню посетителей.
Всё это потребует от бюджета дополнительных средств. ГОСТ по устройству пешеходных и велосипедных дорожек, который вступил в действие со 2 февраля 2016 года, диктует установку специальных светофоров, разметку горячим пластиком, что довольно дорого.
«Если асфальт с красителями будет по стоимости не дороже плитки, которой мы мостим дорожки, то можно делать, - заметил глава Калининграда Александр Ярошук. - Представьте мне расчёт стоимости на примере одной из улиц. А улицу нужно выбрать с учётом мнения велосообщества».
Что касается опасений, что на обособленных велодорожках на проезжей части с удовольствием будут парковаться автолюбители, то Александр Георгиевич пообещал - будем убирать.
«Эвакуаторы у нас хорошо работают, - похвалил он. - И машины перестанут ставить. Вот на ул. Черняховского и сейчас нет припаркованных автомобилей».
«Новые велодорожки обязательно появятся, где возможно по нормативам, - сказал глава в заключение. - И будут устроены по новым федеральным нормативам (ширина, обозначение, освещение и т.д.). Но и уже имеющиеся останутся в обороте. Трогать их не будем».
А Сергей Мельников добавил, что на его призыв, который он разместил в Фейсбуке в группе «Велоград», определиться с первой улицей для эксперимента уже откликнулись. Калининградцы предлагают устроить велодорожку от Южного вокзала по Ленинскому проспекту до площади или в направлении Московского района. Окончательное решение примет глава города.