«Покажем соседям настоящую Польшу!» - так называется проект фонда Роминтской Пущи, в рамках которого калининградские журналисты недавно посетили Голдап и путешествовали по Августовскому каналу
Юлия ЯГНЕШКО, фото автора
Голдап большинству калининградцев известен как обычный погранпереход. Пересекли — и поехали дальше.
Однако поездка, организованная Фондом Роминтской Пущи, позволила по-другому взглянуть на этот, как оказалось, уникальный городок-курорт Варминьско-Мазурского воеводства Польши с его целебными водами, интересной историей и географией.
Холм-магнит
Город раскинулся на реке Голдапа, которая вытекает из озера Голдап. Поэтому живописных мест для отдыха, в том числе активного, здесь множество. Главная фишка в том, что добраться до них можно хоть пешком, хоть на велосипеде. Кстати, двухколёсный тут уважают - самый популярный вид транспорта.
Один из туристических маршрутов ведёт на холм «Пенкна Гура» (в переводе с польского «Красивая Гора»). Его высота - 272 метра над уровнем моря.
Зимой гора превращается в центр притяжения лыжников: для них оборудованы четыре подъёмника. Кресельный подъёмник работает круглый год, так как и летом на гору поднимаются толпы туристов, чтобы сверху обозреть местные красоты.
Край покоя
Поляки утверждают, что в Голдапе самый чистый воздух в стране. Да что в стране? Во всей Европе!
А всё благодаря знаменитой Роминтской Пуще, на «опушке» которой и обосновался город. Кстати, такое место для него определил в 1565 году хорошо известный нам герцог Альбрехт Бранденбургский (он основал университет «Альбертина» в Кёнигсберге). Ведь как и наша область, Мазуры раньше входили в состав Восточной Пруссии и достались Польше по итогам Второй мировой войны.
Но мы отвлеклись.
Голдап — единственный в воеводстве лечебный курорт, бальнео-логический. Здесь лечат болотной грязью ревматические заболевания и последствия травм, а также женские хвори.
Есть в Голдапе и такое оригинальное сооружение как градирня.
Она представляет собой оздоровительный комплекс на берегу озера Голдап (его русское название — Красное, так как частично находится на территории России).
Внутренние стены сооружения щедро выложены можжевеловыми ветками, по ним стекает минеральная вода. Под воздействием солнца и ветра воздух в градирне насыщается йодом и другими полезными элементами, словно на морском побережье. Поэтому посещать это место особенно полезно людям с проблемами дыхательной системы, а также страдающими гипертонией, аллергией и нервными расстройствами.
Совет: если надумаете посетить градирню, запаситесь кормом для уток. Их на берегу озера целые стада! И если гостинца у посетителя нет, они устремляются к нему, гневно крякая: «Где еда?! Куда пошли?!»
Их оценил Кант
Если найдется у вас свободный час, пройдитесь по улице Армии Крайовой, там самые старые здания городка. Увидите бывшие немецкие казармы (их легко узнать по привычному нам красному кирпичу), в которых сейчас поселились школа, музей и спортивный комплекс.
Осмотреть город и окружающие его живописные кущи можно не только с холма, но и со старой водонапорной башни. Там оборудована специальная обзорная площадка.
А уж после прогулки надо отведать кулинарную гордость этого края - картачи. Это такие галушки из тёртого картофеля с мясной начинкой. Их подают на каждом углу, а вкус оценил даже такой известный гурман, как Иммануил Кант. (Философ побывал тут зимой 1765-1766 годов. Поездка в Голдап стала его самым дальним путешествием в жизни.)
За рога и страдал
В истории города много печальных страниц - несколько эпидемий чумы, большие пожары и нашествия (шведы, татары, русские и французские войска). Жители не раз покидали насиженные места и, возможно, ушли бы отсюда навсегда, но в конце 19 века император Вильгельм II полюбил охотиться в Роминтской Пуще. Особенно ему нравилось добывать местного оленя, рога которого славились своей красотой — длинные, ветвистые.
Это был настоящий ритуал. Съезжалась вся польская знать, приглашали даже художника, который запечатлевал трофеи короля. Места особо удачной добычи отмечали огромными валунами.
Роминтский олень стал символом Голдапа. Его скульптуру можно увидеть в начале улицы Липовой.
Водами канала
Сюрпризом от Фонда Роминтской Пущи (директор Яромир Краевски) стала поездка калининградских журналистов в Августов. Полтора часа по дороге мимо полей, пасущихся коров и мощных ветряков - и вот мы у главной достопримечательности города: на причале Августовского канала.
Этому старинному инженерному сооружению в этом году исполнится 180 лет. Канал, длина которого 100 км (80 на территории Польши, 20 — Белоруссии), соединяет 11 озёр, 7 рек и имеет 18 шлюзов.
Он необычайно живописен. Прогулочные катамараны неспешно везут туристов вдоль абсолютно разных берегов: правый — «цивильный» (набережная, велодорожки, площадки, санаторий), левый - «дикий» - зарос непроходимым камышом, у которого кормятся лебеди.
Красавицы-ивы склоняются к самой воде, словно смотрятся в зеркало. А зелени так много, что в узком месте кажется, что кораблик пробирается по лесу.
Вдруг тишину разрывают два длинных гудка. Это капитан предупреждает, что впереди шлюз, который пропустит нас в озеро. Пассажиры обеспокоены: проход слишком мал, судёнышко не протиснется... Но катамаран отлично вписался.
Пробираясь в шлюз, читаем на мемориальной табличке имя его строителя — инженер Лелевель.
А тем временем хлынувшая в шлюз озёрная вода подняла катамаран на уровень этого водоёма, смотритель открыл створки водопуска и мы вышли в озеро Студеничное.
Позволив вдоволь насладиться его красотами, капитан ложится на обратный курс и пришвартовывается в гавани с чистейшей водой, какая бывает только в родниках. Объявляет, что мы можем осмотреть Санктуариум Божьей Матери, святое для католиков место.
Тут как в сказке: направо пойдёшь — придёшь на островок, найдёшь часовенку и колодец с лечебной водой (от болезней глаз).
А налево пойдёшь — увидишь деревянный костёл и огромный дуб. Дубу 500 (!) лет. Этот богатырь помнит и первого отшельника, поселившегося в здешних местах, и все чудеса, которые случались в ответ на людские молитвы...
Ну, что ещё добавить? Путешествующему по каналу романтическое настроение и наслаждение прекрасной природой этой местности просто гарантированы. К слову, каналов, подобных Августовскому (учитывая сложность инженерных решений и масштабы), в мире всего два: Гёта в Швеции и Каледонский в Шотландии.