Набережная Адмирала Трибуца

4 минуты

О реке, ведущей то ли в бездну, то ли на небеса, о том, куда бежали первые трамвайчики Кенигсберга, а также о советском адмирале, имя которого носит современная набережная, читайте сегодня в «Гражданине»

Юлия ЯГНЕШКО

По современной набережной Адмирала Трибуца в Кёнигсберге проходила южная граница старого города Лёбенихт.

Этот средневековый городок иногда напоминает о себе. Например, при прокладке коллектора на набережной строители наткнулись на остатки средневековой мастерской, которая работала здесь на рубеже 13-14 веков. Археологи нашли много жетонов с изображением святых. Это были сувениры, которые немецкие паломники дарили христианам в своих поездках.

На небо или в пропасть?

59-04.jpg

До войны никакой набережной вдоль Прегеля здесь не было: дома и склады вплотную подступали к берегу, не оставляя места для мостовой.

Лишь в районе памятника морякам-балтийцам вдоль реки шла небольшая улочка Гаманнштрассе. Но о ней ниже, а сейчас несколько слов о Прегеле.

Впервые о нём упомянул римский историк Плиний Старший, назвав «Гутталус». А Птолемей уже нанёс реку на карту наряду с очертаниями Сарматского океана (в древности так называли Балтику).

Местные племена пруссов именовали реку «Скара» («изогнутая») или «Прегора» («пропасть»). Они считали, что река ведёт или прямо на небеса или ввергает в пропасть.

Название «Прегель» пошло от тевтонцев. А уже Преголей, на женский лад, реку окрестили советские переселенцы после Второй мировой войны.

Главная река Калининграда берёт начало от слияния Инструча и Анграпы (под Черняховском). Пробегая через Гвардейский район, она делится на два рукава: южный (Старая Преголя) и северный (Новая Преголя). Вдоль последнего и лежит набережная адмирала Трибуца.

Наша река в черте города неглубокая - 2-3 м. Но в её водах обитают десятки видов рыб. Первые переселенцы рассказывают, что сразу после войны на её берегах кишмя кишели угри, но люди их боялись — думали, что это змеи.

Сумасшедший философ

Но вернёмся теперь к Гаманн-штрассе.

Эту улочку назвали в честь кёнигсбержца, философа Иоганна Георга Гаманна (1730-1788).

Известно, что в молодости он много куролесил, а в своих трудах выступал против немецкого рационализма. За что многие его считали сумасшедшим.

Однако поклонники его обожали. Он выпускал развлекательный журнал «Дафна», где популяризировал пикантный роман, рассуждал о танцах, кёнигсбергских франтах и купающихся девушках…

59-02.jpg

Старый мост

Прогулку по набережной лучше начать от Дровяного моста (Holzbrьcke) — слева от него остров Октябрьский, справа — Канта с Кафедральным собором.

Впервые в этом месте мост возвели в 1404 году. Через 500 лет его перестроили, заодно выпрямив проезжую часть. Новый мост имел три пролёта, разводился и стоял на двух мощных быках (опорах).

Немцы установили на нём мемориальную доску в честь Лукаса Давида (1503 — 1583), составителя «Прусской хроники», которая подробно описывает историю Тевтонского ордена.

В 2017 году сооружение снова отремонтировали. Лесенку к воде и разводной механизм сохранили (его можно увидеть через застеклённый проём в покрытии тротуара).

А вот ограждение — копия прежнего. Аутентичные решётки с дубовыми листьями и желудями отдали в музей «Фридландские ворота».

Кроме того, на мосту воссозданы две декоративные арки. Приглядитесь и увидите на них герб: из речной воды поднимается рука, держащая корону — герб старого города Кнайпхоф, который располагался на острове Канта.

Интересный нюанс. Старый Дровяной мост можно увидеть в фильме «Отец солдата» (1964). В одном кадре колонна советских бойцов останавливается на его фоне. Пролёт поднят и на нём написано, что первыми здесь прошли танки Героя Советского Союза старшего лейтенанта Махарашвили.

Первый трамвай — в Закхайм

Примечательно, что первый городской трамвайчик в мае 1895 года немцы запустили именно в район современной набережной. Вагончики марки «Бош» всего на 16 сидячих мест тогда стартовали от Пиллауского вокзала (район Мариупольской).

Адмирал

59-01.jpg

После войны территорию набережной окончательно освободили от руин только в середине 1970-х, возведя вдоль реки 9-этажные панельные дома. Назвали её Новопрегольской.

29 апреля 1985 года набережную переименовали. С тех пор она носит имя адмирала Трибуца (1900 - 1977).

В Великую Отечественную войну Владимир Филиппович командовал Балтийским флотом. А пришёл он на флот ещё в 1918-м, окончив военно-фельдшерскую школу. Поэтому службу начинал с лекаря.

В молодости Трибуц участвовал в боях за Баку и Махачкалу и даже ходил в походы против басмачей (на кораблях Астраханской флотилии). Потом окончил военно-морскую академию, а в 1939 году уже командовал Балтфлотом.

Карьере не помешал даже донос. Пытаясь свести личные счёты, некий «товарищ» сообщил, что Трибуц скрывает своё происхождение, а его сестра бежала с белогвардейцем.

Биография, действительно, подводила. Отец, после того как семья перебралась в Петербург из Минской области, пошёл в околоточные, то есть служил в полиции.

Зато сестру офицера оговорили уж точно зря.

Как Трибуцу в 1938 году удалось доказать свою благонадёжность остаётся загадкой.

Возглавив флот, он получал обвинения и посерьёзнее. Мол, в войну Балтфлот себя мало проявил: немецкие конвои свободно ходили по Балтике, а перед разгромом Германии гитлеровцам позволили эвакуироваться из Восточной Пруссии.

А переход 1941 года, когда Балтфлот уводили из Таллина в Кронштадт и при этом погибло более 60 кораблей и свыше 10 тысяч человек, и вовсе называют катастрофой...

Но Гитлер-то был уверен, что он запер советские корабли в Финском заливе. И что там их и похоронит.

А они прорвались. Помогали оборонять Ленинград. И именно балтийские лётчики бомбили Берлин!

Разработано в АЛЬФА Системс