В организации инвалидов «Мария» стартовал проект по дистанционному обучению. Но главная его цель — общение
Юлия ЯГНЕШКО
Чем живёт Калининградская региональная детско-молодёжная общественная организация инвалидов «Мария», рассказывает её руководитель Зоя Кочеткова.
Зоя Григорьевна, как появился ваш центр?
Зоя КОЧЕТКОВА: - В 1996 году я дала объявление в газету, просила откликнуться людей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья. Только за первую неделю ко мне обратились 48 семей. Два года мы работали у меня в квартире. А потом Бог помог (улыбается).
Как?..
З.К.: - Мы крестили детей в храме Покрова Пресвятой Богородицы. Разговорились с батюшкой. И он предложил нам 6-метровую комнатку в воскресной школе, здесь, на ул. Клавы Назаровой, 61.
В 2014 году администрация города передала нам все три этажа в безвозмездное, бессрочное пользование. Благодаря спонсорам мы сделали капитальный ремонт помещений. Заменили не менее 35 окон, 40 дверей, инженерные сети, отремонтировали фасад... Спасибо благотворителям и родителям — всё привели в порядок.
Успехи?
З.К.: - Стали писать проекты и получать гранты. Сейчас приступили к реализации уже четвёртого проекта при поддержке Фонда Президентских грантов. В проектной деятельности помогают министерства социальной политики, развития инфраструктуры, по культуре и туризму Калининградской области. Мы вошли в реестр поставщиков социальных услуг, благодаря чему снята большая часть финансового бремени с родителей.
Сколько у вас воспитанников?
З.К.: - 25 человек старше 16 лет (самым взрослым по 45 лет) и 15 детей. Все особенные: синдром Дауна, аутизм, психические, умственные нарушения, после инсульта. К нам ездят из Гурьевска, Гвардейска, Балтийска.
Зачем?
З.К.: - За общением, развитием, новыми навыками.
Как вы с ними работаете?
З.К.: - Через арт-терапию. Учим через игру и искусство. Для этого у нас есть несколько направлений. Пойдёмте, я всё покажу.
И Зоя Григорьевна ведёт по зданию, знакомит с преподавателями и воспитанниками.
«Спасибо!»
В художественной мастерской занятие проводит Арина Власова. Все рабочие места заняты. Ребята создают картины в технике барельефа, объёмные. (Зоя Григорьевна признаётся, что, разрабатывая проект на грант для оборудования этой мастерской, не представляла, что ребята смогут так рисовать.)
Вот команда - Дима Бабкин и его мама Татьяна Ивановна. Сыну трудно держать кисть и мастихин. Она помогает.
«Про центр мы узнали, когда Диме было 20 лет, - рассказывает мама. - Ходим сюда уже 6 лет. Дима стал контактнее, жизнь его интереснее, много поездок. Спасибо!»
«Мы только в помощь, - отвечает Зоя Кочеткова. - Все достижения Димы — это заслуга мамы. Кстати, Татьяна Ивановна как волонтёр работает в нашем центре, обучает ребят керамике».
Рядом идёт занятие с клиническим психологом по программе «Играй и развивайся», которую тоже купили на средства президентского гранта.
«Тренируем внимание, память и мышление, - объясняет хозяйка интерактивной комнаты Анна Масюк. - У меня все молодцы! Знакомьтесь, это Артём. Ему 18 лет, но он не умеет разговаривать. Увы, поздно попал к нам, только два года занимается. Но здесь он может общаться».
А специалист по коррекции и развитию детей с расстройствами аутистического спектра Татьяна Филиппович рассказала, что её задача — корректировать поведение воспитанников.
«Надо добиться, чтобы человек просто вошёл в центр, просто сел за стол, - говорит Татьяна Викторовна. - Люди с ментальными нарушениями убегают, прячутся, кричат, кусаются, царапаются. И это не позволяет им влиться в общество. Боятся одни войти в туалетную комнату. И это мешает жить всем.
Но ещё больше я занимаюсь с родителями, учу их владеть ситуацией. И они становятся спокойнее, понимают, что и как им делать».
Волшебный глюкофон
А вот театрально-музыкальная студия. Здесь свой шумовой оркестр: барабаны и бубны, трещотки, глюкофон (тональный барабан, переливы которого вызывают у человека невероятные эмоции, физическое удовольствие) и бар чаймс (металлические трубочки звучат подобно ветряным колокольчикам).
«Занятия с Клавдией Гавриловой, певицей нашей филармонии, ребята любят, - говорит директор Центра. - Здесь можно шуметь, от чего в обычной жизни их пытаются отучить. А музыка помогает правильно произносить звуки».
Речь — одна из главных целей всех специалистов. На это работает не только логопед, но и весь коллектив.
«Развиваем ритм, чтобы гармонизировать нарушенные системы, - поясняет психолог Светлана Журавлёва. - А это позволяет улучшить речь и походку, владеть телом».
«Да, лёгких ребят у нас в центре нет, - говорит Зоя Григорьевна. - Вот Виктор, ему 20 лет. Мама привела его сюда в четыре года. Он подходил к зданию и уходил. Потом отважился войти. Ещё полтора года отсидел в комнатке без окна, где имелся компьютер. А теперь вышел на сцену, играет в наших спектаклях».
Напоследок визит в мастерскую домоводства - комплекс из учебной кухни и столовой. Тут учат уже бытовым навыкам: почистить овощи, сварить борщ или испечь булочки, а за столом — пользоваться всеми приборами, а не только ложкой.
Научат всему
Вернувшись в кабинет директора, продолжаем разговор.
Какие ещё мастерские есть?
З.К.: - Швейная и столярная. В столярной такое хорошее оборудование, но пока нет преподавателя. Очень ждём, что найдётся.
Какие достижения особенно радуют?
З.К.: - Во-первых, некоторые наши малыши пошли в обычные школы, смогут получить образование. Во-вторых, развиваем таланты ребят. Мы поставили более 15 спектаклей. В 2018 году наша студия участвовала в конкурсе любительских театров. Из 78 студий страны мы попали в 12 лучших. И никто не знал, что дети больны. А ещё поставили спектакль «Стиляги» с актёрами нашего драмтеатра. Руководит всем творчеством у нас мой зам, Ольга Пучкова.
Где увидеть ваших артистов?
З.К.: - 21 октября в ДКЖ в 15 часов пройдёт первая биеннале работ наших воспитанников. Выступит шумовой оркестр, состоится премьера спектакля «Душа наружу». Вход свободный, но в связи с коронавирусом, нужно получить пригласительный билет в Центре.
Какие планы?
З.К.: - Освоить второе помещение, которое нам выделили городские власти. Хотим создать центр сопровождаемого проживания. Увы, родители умирают. И дети должны уметь обращаться с имуществом, жить самостоятельно. Их нужно научить мыть окна, стирать вещи, покупать продукты и т. д. А ближайшие — наладить дистанционное обучение.
Что это за проект?
З.К.: - Набираем людей с инвалидностью от 16 лет из Калининграда и области, которые не могут добраться до нашего центра, для социальной адаптации. Нуждающимся предоставим ноутбуки, подключённые к онлайн-платформе, и с ноября они смогут виртуально присутствовать на наших занятиях.
Как попасть в группу?
З.К.: - Нужно прислать заявку, указав контакты и успешно пройти тестирование на восприятие онлайн-занятий.
Заявки на дистант-обучение
в Центре «Мария» принимают по почте centermariya@gmail.com и по телефонам:
+7-4012-68-68-34, +7-962-268-63-11.