Уцелевший в аду

4 минуты

В минувшую среду в детской библиотеке на ул. Черниговская почтили память калининградского писателя Всеволода Остена, автора рассказов узника «Маутхаузена»

Юлия ЯГНЕШКО

Старшеклассники школы №5 пришли на встречу с вдовой писателя Зоей Дмитриевной Фроловой и экскурсоводом мемориального комплекса «Маутхаузен» в канун Дня памяти жертв фашизма (отмечается во второе воскресенье сентября).

Ведь Всеволод Викторович Остен (1921–1989) был одним из миллионов, пострадавших от нечеловеческого эксперимента фашистской Германии: он был узником концлагерей «Маутхаузен» и «Гузен».

Продан за 20 марок

54_21.jpg

Мемориальная доска Всеволоду Остену установлена на доме №21-25 по Ленинскому проспекту, где он жил.

Всеволод Викторович родом из Владивостока. После школы поступил в Московское военно-инженерное училище, а в 1941-м, в первые же дни войны, отправился на Юго-Западный фронт, где командовал сапёрным взводом, был ранен и попал в окружение, а выбравшись из него, воевал в партизанском отряде.

Весной 1942 года немцы устроили облаву. И он оказался среди украинской молодёжи, которую угнали в Германию. А там его продали на бирже за 20 марок хозяину в услужение.

Всеволод бежал. Его поймали и приговорили к каторге. Так в конце 1942 года он попал на каменоломню концлагеря СС «Маутхаузен».

И был освобождён только 5 мая 1945 года, когда пришли американские войска.

С 1949 года Остен жил в Калининграде, работал в газетах, его стихи печатали «Правда» и «Литературная газета». Вышли его книги - «Я хочу рассказать...», «Уцелевшие в аду», «Встань над болью своей».

Встали над болью

«Мы стараемся сохранить литературное наследие Калининграда, - говорит Ольга Ткаченко, заведующая детской библиотекой имени Соболева. - В этом году закончили переводить в электронный вид архив Остена. Теперь показываем ребятам страницы из его дневника и отклики на книги. Например, отзывы Булата Окуджавы и Андрея Вознесенского».

А вот письмо от бывшего узника лагерей Семёна Кондратьевича Вакуленко:

«Здравия желаю, дорогой собрат по Гузену! Ваша книжица оказалась для меня драгоценной. Воскресила в памяти ужасы лагерей, где я «парился» год и два месяца. Срок тиранств вроде небольшой. Но мне показался вечностью».

Вакуленко уже становился доходягой в каменоломне. Но помог случай. Он нашёл кусок глины, вылепил фигурку и подарил поляку из лагерной канцелярии. А тот помог попасть в лазарет и устроил его работать на кухню. Тогда уже Семён отдавал свою пайку ослабевшим.

Удивительно, что после освобождения и «решета» особого отдела, его взяли в армию и снова отправили в... концлагерь! Теперь уже в казармах охраны СС располагались наши военные. А фигуры Ленина и Сталина, которые вылепил Вакуленко, поставили у ворот вместо гитлеровских орлов.

Единственный путь

Рассказала Ольга Камиловна ребятам и о своей поездке в «Маутхаузен» на годовщину освобождения узников.

«Маутхаузен был частью огромной фабрики из нескольких десятков лагерей, - говорит она. - Каменоломня, производство вооружения, продуктов питания и др. Я видела фото с обложки немецкого журнала конца 1930-х: молодой голубоглазый человек несёт камень. Это реклама лагеря.

Постройки для администрации возводились на века, наподобие крепости. А рабсила была нескончаемая, бесплатная, которую содержали в нечеловеческих условиях.

И ужас в том, что фирмы, заработавшие капитал на узниках, процветают до сих пор».

Она рассказывает о лестнице смерти в 186 ступеней, по которой узники поднимали в гору каменные глыбы. И о стене парашютистов.54_04.jpg

Это эсэсовцы так прозвали узников, бросавшихся со скалы, чтобы прекратить свои мучения.

«В прачечной у меня закружилась голова и я оперлась на подоконник, - продолжает Ольга Камиловна. - Странный, скошенный книзу. «Не трогай! - одёрнула меня экскурсовод комплекса Елена Зельград. - По ним сталкивали к печам тела узников...»

Это был единственный путь, чтобы покинуть лагерь.

Нет права забывать

«Всеволод Остен говорил: «У меня нет права этого забывать», - обращается к ребятам Ольга Ткаченко. - Не должны и мы. Только советских военнопленных там погибло более 30 тысяч...»

На экране возникает фотография: чёрные плиты, на которых высечены 84 тысячи имён погибших узников из десятка стран мира.

Следом другая: измождённые, абсолютно голые люди, с ногами-прутиками жадно едят из мисок... Это сняли американцы в первые дни после освобождения лагеря.

А ребятам уже рассказывают о побеге узников в феврале 1945-го.

... Советских военнопленных из 20-го барака не кормили. Им бросали объедки прямо на землю. И нар в бараке не было: люди спали на полу. В несколько слоёв... А зимой охрана сначала поливала пол водой, и он леденел.

Фашисты объявили охоту на беглецов. И давали премию каждому, кто доставит тело. Старались и взрослые и мальчишки...

«Нельзя этого забывать, - повторяет заведующая библиотекой. - А рассказы Остена должен прочитать каждый. Я надеюсь, что студенты нашего университета помогут перевести их на разные языки. Люди должны знать!»

Разработано в АЛЬФА Системс