Что ждёт монументальное здание конезавода в Красной Горке, принадлежавшее Лужкову, почему на братской могиле в посёлке Пушкарёво не обозначено ни одной фамилии, и как так получилось, что церковь, построенная ещё дедом императрицы Екатерины Великой в Пушдорфе (ныне Пушкарёво), оказалась никому не нужной?
Ответы на эти (и не только) вопросы мы узнали, побывав в трёх посёлках
Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
Пушкарёво, что «на той стороне кабаньей ямы»
Первая наша точка - посёлок Пушкарёво. Попасть туда можно, свернув вправо с основной трассы Калининград-Черняховск и проехать потом ещё километра три по грунтовке (по живописным, кстати, «озёрным» местам).
Вдали видно, как добывают песок и гравий на карьере. (В Интернете пишут, что разработка, вроде, на законных основаниях.) Продолжаем двигаться мимо озёр и прудов. На их берегах обосновались одиночные рыбаки. С палатками. Понятно: собираются ночевать.
А мы подъехали к повороту дороги, на въезде в Пушкарёво, и наткнулись на деревенское кладбище. Вроде, обычное. Но, нет! Там виднеется воинский мемориал. Не очень большой, но всё же.
Удивительно, но на нём не обозначено ни одной фамилии!
По словам главного специалиста Центра военно-мемориальных исследований в БФУ им. Канта Альберта Адылова, эта братская могила образовалась в 70-х годах прошлого века. Здесь хоронили солдат пушкарёвской воинской части №53819, погибших в мирное время в различных происшествиях (они проходили службу на авиационных складах и на местном аэродроме).
Только в 1974-1976 гг., по воспоминаниям очевидцев, в братской могиле похоронили четырёх человек. Тем не менее, это воинское захоронение и до сих пор не состоит на учёте.
В «Одноклассниках» есть странички бывших призывников, служивших в в/ч 53819. Оказалось, что лет пять назад некоторые из них встречались в Пушкарёво: приезжали из разных точек бывшего СССР, чтобы повидать друг друга и заодно посмотреть на места своей службы. Некоторые прибыли аж из Азербайджана. И разочаровались, глядя на запустение в посёлке. От части не осталось практически ничего! Только постройки без окон, без дверей, да каркасы ангаров.
Разрушается и лютеранская кирха, которую ещё лет десять-пятнадцать назад можно было восстановить. Сейчас она, пережившая две мировые войны, доставшаяся нам в идеальном состоянии, превратилась в руины.
Её построил в 1769 году князь Леопольд III Фридрих Франц фон Ангальт-Дессау на месте старой орденской кирхи (к слову, это дядя принцессы Анхальт-Цербстской, российской императрицы Екатерины II).
После установления в Пушдорфе (так Пушкарёво назывался до войны) советской власти, с кирхи сорвали колокола и флюгер, украшавший церковь в течение 150 лет. Церковь переоборудовали под склад. А с 1995 года и вовсе забросили. Очень, очень жаль.
Вообще история деревни Пушдорф интересна. Она началась с того, что 26 июня 1421 года магистр Тевтонского ордена Михаэль Кюхмейстер фон Штернберг передал в пользование городу Кнайпхофу (сейчас это остров Канта в Калининграде) 40 гуфов земельных наделов в лесу Бубейн, что «на той стороне кабаньей ямы, на участке Нарвикен». А наградил он жителей Кнайпхофа за верность Ордену в борьбе с литовцами. Позже на месте выделенных 40 гуфов земли в лесу Нарвикен и образовалась деревня Пушдорф.
В 1726 году Пушдорф купил князь Леопольд Фридрих Франц Анхальт фон Дессау, фельдмаршал короля Фридриха Вильгельма, дед принцессы Анхальт-Цербстской, российской императрицы Екатерины II.
Его сын (который построил кирху в Пушдорфе) покровительствовал наукам и искусствам, провёл многочисленные реформы в Пруссии в области здравоохранения и образования, любил путешествовать, побывал в Париже, встретился там с Наполеоном и проникся его идеями. Наполеон просто очаровал прусского князя. В благодарность за признание Бонапарт пожаловал Леопольду титул герцога.
Скончался Леопольд из-за неудачного падения с лошади.
Пушдорф знаменит в истории ещё и тем, что 17 августа 1757 года здесь стояла прусская армия под командованием Левальда, готовясь к битве с русскими войсками. Именно отсюда в ночь с 18 на 19 августа пруссаки выступили в район поля боя при Гросс-Егерсдорфе. (Где и были разбиты, как мы знаем.)
Пушдорф пострадал от русских и в Первую мировую. 23 августа 1914 года, вечером, его атаковал передовой отряд 1-й русской армии.
Окончательно взяли его 23 января 1945 года войска 3-го Белорусского фронта.
На сегодня интересной достопримечательностью посёлка можно назвать железнодорожный вокзал.
На мой вопрос: «Действует ли он на сегодня?» одна жительница Пушкарёво с возмущением ответила: «А как же? Через нашу станцию ходят скоростные поезда в Москву и Петербург! Также электрички из Калининграда в Черняховск и Нестеров!».
Дай Бог, чтобы и дальше было так!
Археолог из Красной Горки
Совершенно чудное местечко под названием Красная Горка находится километрах в трёх-четырёх севернее Черняховска.
С основной дороги мы поднимаемся по «бетонке» и выскакиваем на небольшую площадку — вот и всё, мы в посёлочке.
Взору открывается величественное строение, вокруг которого бегают с мячом дети, к восторгу местных собак, принимающих участие в их играх.
Как потом мы поняли, собаки — далеко не единственные представители здешней фауны. Пока мы разговаривали со словоохотливым местным жителем по имени Андрей, поглазеть на нас, приезжих незнакомцев, осторожно вышли из-за сарая сначала индюк со своей индейкой, потом кошка и гусь с гусыней и гусятами, утки с забавным хохолком на голове и хлопотливая пёстрая курица с многочисленными цыплятами. Шумное это общество обступило нас со всех сторон.
Не обращая на галдящую живность внимания, Андрей поведал нам о том, какая замечательная прусская крепость стояла там, в леске (указал рукой), пока её не разорили в XII веке злые тевтоны. А, разорив, построили на её месте свою крепость.
В самом деле, немецкий хронист Пётр из Дусбурга в своей летописи упомянул здешнюю прусскую крепость Летинен (1274 г.). В 1300 году на месте уничтоженной рыцари Тевтонского ордена построили свою крепость, назвав её Неттинен.
Название это и перешло к посёлку, образовавшемуся у её стен (сейчас Красная Горка)
В середине XIX века в Неттинене основал конный завод Вильям фон Симпсон, владелец уже известного к тому времени конезавода в Георгенбурге. Его сын Георг, занимаясь здесь сельским хозяйством, нашёл много уникальных предметов быта каменного века и передал их в археологический музей.
Увы и ах, добротное, я бы даже сказала монументальное, здание конезавода ныне бесхозное. В последние годы оно принадлежало Юрию Лужкову, но в связи с его кончиной выставлено наследниками на продажу. Так что пока в его помещениях гуляет ветер.
Уже упомянутый мной местный житель Андрей поведал нам ещё о том, что в леске, примыкающем к посёлку, в последние месяцы Второй мировой и сразу после её окончания находился фильтрационный лагерь. Там содержались граждане СССР, Польши, Чехии и других стран, работавшие на Германию.
И действительно, места, где их хоронили, волонтёры-поисковики обозначили в леске сгруппированными по три бетонными крестами.
Там же находится и памятный знак, посвящённый разведгруппе «Док». На мемориальной доске высечено: «Здесь в неравном бою погибли герои-разведчики специальной диверсионно-разведывательной группы «Док», действовавшей с 13 по 24 октября 1944 г. в тылу Восточно-Прусской группировки немецко-фашистских войск по заданию 3-го (диверсионного) отдела Разведывательного управления штаба 3-го Белорусского фронта:
Васильева Тамара Ивановна (1921-1944), радистка, красноармеец (погибла последней, подорвав себя гранатой),
Бойко Константин Михайлович (1924-1944), красноармеец,
Горшков Сергей Яковлевич (1924-1944), помощник командира группы, старший сержант,
Демидович Владимир Иванович (1925-1944), красноармеец,
Прохоров Михаил Михайлович «Док» (1924-1944), командир группы, лейтенант,
Сипавичус (Силавичус) Иозас Антано (1915-1944), красноармеец,
Ульянов Григорий Семёнович (1908-1944), красноармеец,
Хмелинко (Хмеленко) Николай Фёдорович (1924-1944), красноармеец».
Вечная им память!
Бережковское: возрождение «Каспара»
Посёлок Бережковское находится вдоль трассы Калининград-Черняховск. Кажется, обычный населённый пункт. Мимо проехал — и всё.
Однако его история весьма любопытна. Эту территорию люди обжили ещё в эпоху римлян (подтверждением тому семь найденных захоронений позднеримского периода).
Немцы же впервые упомянули местность Бубайнен (так до войны называлось Бережковское) в 1317 году.
Выгодное положение Бубайнена, на дороге между Кёнигсбергом и Инстербургом, способствовало процветанию тут трактира под названием «Каспар». Открыт он был лет 500 назад. Кстати, продолжая традиции, здесь и поныне существует кафе с аналогичным названием.
27 февраля 1721 года Бубайнен купил князь Леопольд Фридрих Франц Анхальт фон Дессау, дед принцессы Анхальт-Цербстской, российской императрицы Екатерины II — мы уже о нём упоминали выше.
Он построил в Бубайнене дворец. Процветанию пышного дворца положила конец битва при Гросс Егерсдорфе, произошедшая 19 августа 1757 года. Победители дворец захватили, разграбили, подожгли, вырубили сад, увели в свой лагерь скот.
Не повезло поселению и в начале XIX века: через Бубайнен дважды проходило войско Наполеона. В 1807-м — на Москву и 1812-м — из Москвы. В обоих случаях при этом уничтожались поля, вытаптывались луга и растаскивались все запасы продовольствия. Жители, понятное дело, остались французами недовольны.
22 января 1945 года Бубайнен взяли воины 72-го стрелкового корпуса под командованием генерал-майора Александра Казарцева. Об этом нам напоминает братская могила на краю посёлка, где покоятся более сотни наших солдат.
На сегодня мемориал производит удручающее впечатление: буквы на могиле стёрлись, поэтому фамилии павших воинов практически прочесть невозможно.