Кто популяризировал фруктовые деревья, почему из виллы выселили детей-инвалидов с проблемами слуха, жильцы какого дома больше всего пекутся о совершенстве своей территории, подъезда, улицы расскажем в нашей сегодняшней экскурсии
Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
Тихая, словно застывшая в уютном Средневековье улочка, с мелкой брусчаткой, немецкими ещё люками, бельём, которое сушится на улице, начинается от сквера имени Тельмана и упирается в ул. Верхнеозёрная, практически выходя к озеру в парке «Юность».
Улица Ховербекштрассе (улица Ховербека, а сегодня - Тургенева) начала строиться в 1906 году по намеченному плану в районе Марауненхоф и дошла до наших дней практически в своих границах — её длина — всего 800 метров.
Своё название район Марауненхоф получил от бывшего поместья, которое находилось на западном берегу Верхнего озера. Застраиваться виллами он начал в начале XX века, после того, как в 1906 году старые вальные укрепления военное ведомство продало городу, а город частично их снёс.
Виллы возводились акционерным обществом «Обертайх-Марауненхоф»
в соответствии с теми же принципами, что и в другом кёнигсбергском районе-саде - Амалиенау (это ул. Кутузова и её окрестности). Но всё же виллы здесь выглядели более скромнно. Строились они либо в стиле модерн, либо в стиле сельского домика. Все с палисадниками, подземными гаражами, с немыслимыми на то время удобствами. Здесь даже имелось трамвайное сообщение (кто помнит, после
войны здесь ходил трамвай №1).
Марауненхоф пострадал во время Второй мировой войны, но всё-таки большая часть немецкой застройки сохранилась.
Фруктовый любитель
Как я уже отметила выше, улица Тургенева в Кёнигсберге называлась Ховербекштрассе (улица Ховербека).
Фридрих Фердинанд Эрнст Леопольд фон Ховербек числился директором сельскохозяйственного банка Восточной Пруссии, с 1867 года - депутатом рейхстага, где активно отстаивал интересы своей малой родины. Знаменит ещё тем, что любил разводить фруктовые сады. И на этом наша информация о Ховербеке исчерпывается.
Улица начала застраиваться в 1906 году с участка, который ближе всего расположен к озеру (в районе парка «Юность»). Типичным можно назвать дом №2: двухэтажный, без особых изысков, но удобный, с аккуратным крыльцом, мансардой и утопающий в зелени.
На фоне таких функциональных домов выделяется вилла купца (на пересечении с улицей Гоголя). Небольшая, но уж очень изысканная. Правда, практически всю её красоту скрывают сейчас за высоким забором — непокорно выбивается лишь верхняя часть фасада с гербом и датой постройки – 1907.
И буквально на противоположной стороне через дорогу – необыкновенной красоты многоквартирный дом. И также его красота ревностно укрыта за надёжным забором, обросшим деревьями и кустарниками.
Мне рассказывали, что стены подъездов этого дома расписаны замечательными старинными фресками. Не знаю… Здание элитное. Выглядит как крепость. Внутрь просто так не попасть.
Известно только, что в довоенном прошлом здесь размещалась гостиница.
«Детская» вилла
Мы подходим к шикарной вилле, выкрашенной не так давно ядовито-жёлтой краской. Вилле ровно 110 лет. До войны здесь находился доходный дом, где жили весьма обеспеченные люди. На фасаде даже сохранились барельефы.
Здесь, по адресу: Тургенева, 29, в советские годы располагалась школа-интернат для слабослышащих детей. Полсотни ребят - из Советска, Пионерского, Немана, Черняховска, Ладушкина, Багратионовска - учились и жили в уютных классах и комнатах всю рабочую неделю под присмотром 20 педагогов. Родители забирали их домой только на выходные.
Но жизненно важное учреждение, в котором нуждались десятки детей-инвалидов, закрыли в 2008 году под предлогом «низкого качества учебно-методических материалов». Надо заметить, что это было время, когда в нашей области нещадно оптимизировали социальные учреждения. Закрывали дома престарелых, больницы и школы в посёлках и даже в областном центре. Метла «прагматизации» не пощадила и этот интернат для больных детей.
Правда, само здание не отдали (не продали) коммерческим структурам. Оно, по-прежнему, принадлежит социальной сфере области. Сейчас здесь Центр реабилитации и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Дом Людмилы Путиной»
Дом №22 «А» по части архитектуры, в принципе, ничем не примечателен. Восстановлен, скорее всего, на базе немецкого дома, разрушенного войной до уровня первого этажа.
Уникальность его только в том, что в январе 1958 года тут появилась на свет Людмила Александровна Шкребнёва, впоследствии супруга нашего президента Владимира Путина, и какое-то время жила здесь с родителями. Её отец, Александр Аврамович, напомню, трудился рабочим на Калининградском ремонтно-механическом заводе, а мама, Екатерина Тихоновна - кассиром на автотранспортном предприятии.
Нынешние жильцы «дома Людмилы Путиной» достаточно активны в социальном плане, и свидетельство тому — табличка на дверях подъезда: «Уважаемые товарищи! Обязанность жильцов — держать каждый дом, каждую улицу, двор, в образцовом состоянии».
Территория вокруг дома, действительно, ухоженная. Да и сам подъезд тоже.