На выходных мы съездили в посёлок Зелёный Бор, что в 18 километрах к северо-востоку от Черняховска. В удивительное по своей красоте и уникальности место, которое до войны называлось Гут Аугшткуммечен
Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
Поселение это основано рыцарями Тевтонского ордена в давние времена. Стоит на горке, окружённой со всех сторон извилистой речкой Писсой. Высокие её берега изрезаны оврагами. Врагу пробраться в деревню, во всяком случае во времена Средневековья, было практически нереально.
Да и сейчас попасть туда можно со стороны Черняховска лишь минуя старый высокий немецкий автомобильный мост через Писсу.
Проехав его, останавливаемся у пригорка, заросшего старыми деревьями, к вершине которого ведёт узкая тропинка. На этом пригорке у немцев находилось кладбище. Ещё видны кое-где ямы, но надгробия все давно выкопаны и вывезены.
О том, что тут хоронили усопших, можно понять и по сохранившейся на этом пригорке часовенке.
Сама часовенка нас не особо удивила, а вот громадный дуб, растущий в полуметре от неё, поразил. Человека три, взявшись за руки, вряд ли его и обхватят. Такой мощный великан-долгожитель. Он должен помнить многое и многих...
Семинария «Karalene»
Например, семинаристов и их учителей. А ещё звуки колокола, созывавшего их в классы на занятия, молитвы, отход ко сну и на приём пищи.
Семинарию для учителей построили в Gut Augstkummetschen в 1811 году по велению знаменитой королевы Луизы. По прибытию её в Восточную Пруссию ей доложили о необходимости подготовки учителей для литовских школ. Королева распорядилась выкупить в Gut Augstkummetschen парк и пашню, возвести учебные корпуса, служебные и хозяйственные постройки. Что и сделали.
Учительскую семинарию назвали «Karalene» (переводится с литовского как «королевский»). Преподавателей готовили здесь 3-4 года.
Старинный дуб возле часовни.
К началу двадцатого века семинария располагала четырьмя учебными и жилыми корпусами, собственными конюшнями, хозяйственными постройками и складами. К северу от семинарии шумел сад. В нём имелись дорожки, полянка для сборов, скамейки.
Казалось, дело по обучению учителей, так отлично организованное, должно бы существовать вечно. Но, по непонятным причинам, это старейшее учебное заведение Восточной Пруссии закрыли за пятнадцать лет до начала Второй мировой
войны, в 1924 году. Все здания и строения семинарии передали детскому дому отдыха.
Надеющиеся на Господа наберутся новых сил
Разыскать дома бывшей семинарии оказалось совсем не трудно.
В Зелёном Бору на сегодня одна пятиэтажка советских времён и один немецкий дом. Все жители друг друга знают, проходя мимо - здороваются, кстати, с незнакомыми людьми тоже.
Узнав, что нам нужно пройти к семинарии, нас вызвалась проводить девочка по имени Наташа.
Она рассказала, что ещё несколько лет назад построек, относящихся к бывшей семинарии, насчитывалось много. Но не так давно их снесли по непонятным причинам. Остались только два стоящих напротив друг друга красивых готических здания. Они заколочены и пустуют.
По остаткам дорожки из красного кирпича подходим к этим монументальным строениям. Несмотря на просевшую прохудившуюся крышу, на следы поджогов, они и до сих пор впечатляют своим гордым молчаливым величием.
Над входом в одно из зданий ещё можно различить изречение на немецком языке, взятом из библейской книги пророка Исайи: «Даже юноши устанут и утомятся, молодые упадут от изнеможения. Но надеющиеся на Господа наберутся новых сил. Они воспарят на крыльях, словно орлы, побегут — и не утомятся, пойдут — и не устанут».
Наташа ещё нам рассказала о том, что внутри этого здания до сих пор сохранилось помещение с росписями потолка на библейские сюжеты. Но проникнуть туда невозможно: входы в помещения закрыты. За сохранность объектов отвечает дядя Андрей.
Они содрали весь кафель и мрамор
Разыскать дядю Андрея, а, точнее, Андеря Стефаниди, помогла нам та же Наташа.
«Вы ходили возле семинарии. Я знаю. Мне SMS-ка пришла, видеокамеры вас зафиксировали, - улыбается Андрей и при этом наотрез отказывается открыть нам здания. - Это опасно. Они в аварийном состоянии».
Впрочем, он ответил на все вопросы, которые нас интересовали.
Итак, посёлок Зелёный Бор до сих пор считается военным, несмотря на то, что служивые оттуда съехали. Покидая свой пост, они содрали в семинарии, где только можно, кафель, гранитные плиты и деревянные полы и всё это добро вывезли.
Но сначала «под нож» пошли здания возле семинарии. Их подожгли, а потом разобрали на кирпич. Только подвалы под землёй остались.
Такая же участь постигла бы и два монументальных строения, которыми мы только что восхищались. Но их удалось спасти тому же Андрею.
Четыре года назад он взялся их сторожить. По его словам, «москвичи» дважды уже нанимали бомжей для поджога зданий. Но оба раза Андрею удавалось это безобразие пресечь.
Концлагерь и склад медикаментов
Что ещё известно об истории Gut Augstkummetschen? Что в период Второй мировой войны неподалёку от бывшей учительской семинарии находился нацистский лагерь «Шталаг-1Б-Гофрунгсбрюке», обнесённый колючей проволокой, для советских военнопленных и интернированных. Людей там использовали для разных работ на предприятиях и на частных немецких фермах.
Здание учительской семинарии.
Здания бывшей семинарии после 1945 года отдали под медицинские склады Министерства обороны. В одном здании хранились вещи, в другом - медикаменты и оборудование.
Мост за шлагбаумами
По нашим данным, посёлок Зелёный Бор знаменит ещё тем, что здесь находится старинный пешеходный мост через Писсу. Причём, в очень хорошем состоянии.
Прошу Наташу отвести нас к нему.
«Но туда сейчас пошёл наш сосед, - как бы с нотками извинения в голосе отказывается Наташа. - Он уже спустил злых собак. Собаки одного нашего уже покусали...».
Как оказалось, мост захватил один из жителей пятиэтажки. Шлагбаумами перекрыл его с двух сторон, и пользуется им исключительно сам, в своё удовольствие. За мостом он держит штук 20 коров и несколько лошадей.
«У реки есть место, где на песке можно загорать, даже там можно заходить в воду и купаться, но к нему не подойти, потому что сосед этот никого туда не пускает», - продолжает вводить нас в курс событий Наташа.
«Хотел показать мост приехавшему ко мне родственнику, - говорит подсевший к нам на скамейку житель посёлка Сергей. - Подошли мы к реке. Тут выскакивает сосед и грозит спустить на нас собак. Просил я его пропустить, просто показать родственнику мост — ни в какую!
Обидно. А мост в очень хорошем состоянии, хоть и старый. Метра 2-2,5 в ширину, выложен плиткой. По бокам металлические перила. Даже не сгнили за столько лет!»
Вот так и пришлось нам уехать, не полюбовавшись старинным сооружением...