Получая кредит, особенно в микрофинансовой организации, так называемые быстрые деньги, будьте готовы отдавать. Причём, вовремя. Иначе в вашей жизни появятся изобретательные коллекторы, и она забурлит страстями
Юлия ЯГНЕШКО
Слово «коллекторы» и до сих пор приводит людей в ужас: эти «специалисты» способны превратить жизнь должников в кошмар.
Ещё не забылись случаи, когда имена, фотографии и адреса «виновных» публиковали в объявлениях и в соцсетях. (В 2009 году в Калининграде даже разместили на билбордах!)
Третировали по телефону и звонками в дверь.
Стены подъездов расписывали оскорблениями, дверные замки заливали монтажной пеной, жгли детские коляски, преследовали детей…
Доходило до избиений. А в Ульяновской области в окно дома заёмщика влетела бутылка с зажигательной смесью. (В том числе пострадал 2-летний малыш. Коллектор получил 8 лет колонии.)
Приставы стоят на страже покоя должников, их родных, коллег и даже соседей.
Фото пресс-службы УФССП по Калининградской области
В 2017-м в Карелии коллектор принуждал воспитательницу погасить долг под страхом теракта в детском саду, где она работала.
«Однако теперь у нас нет подобных обращений, - говорит Алексей Очкалов, руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов России по Калининградской области (далее — УФССП). - Благодаря федеральному закону №230 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Он вступил в силу 1 января 2017 года, и общение коллекторов с гражданами приняло цивилизованную форму».
Закон стоит на страже покоя самих должников, а также их родных, коллег, соседей и т.д.
Коллектор имеет право тревожить должника звонками не чаще раза в день и только дважды в неделю. Причём, строго с 8 до 22 часов по будням и с 9 до 20 в праздники и выходные.
Писать — не более двух раз в сутки и не более 4 раз в неделю.
Навещать - раз в неделю.
Спустя 4 месяца с даты возникновения просрочки исполнения обязательств человек и вовсе может отказаться от встреч, звонков и смс (общаться только по почте).
Что касается общения с третьими лицами, то оно возможно лишь с их письменного (!) согласия и при письменном разрешении заёмщика.
Оштрафуют и коллектора
Статистика утверждает, что летом 2021 года в России поставлен рекорд по выдаче кредитов наличными. В сравнении с тем же периодом прошлого года их стали брать в 2 раза чаще.
Логично предположить, что вырастет процент просрочек, и у коллекторов станет больше работы.
«За полгода к нам поступило более 100 жалоб на действия кредиторов или их представителей, - сообщил главный судебный пристав Калининградской области. - За аналогичный период 2020-го — только 57».
За нарушение закона приставы уже составили 11 протоколов (шесть - на коллекторские агентства и пять - на микрофинансовые организации) и взыскали 250 тысяч рублей штрафов.
Например, 150 тысяч уплатили те, кто поставили на автодозвон телефоны Анатолия К.* и его матери.
(Парню понадобились деньги на покупку беспроводной колонки, и он взял 28500 рублей на месяц. А через два месяца должен был уже более 45 тысяч. Ведь брал кредит под 365% годовых.)
А Евгений вообще никаких денег не брал, жил на свои, но тоже пострадал от коллекторов. Дело в том, что его знакомый, одалживая средства, назвал его в качестве «поручителя». Его и стали изводить звонками с просьбами повлиять на бессовестного заёмщика, когда тот просрочил выплаты и перестал отвечать по телефону.
За эти «домогательства» коллекторы уплатили 70 тысяч штрафа.
Что делать?
Весной этого года в редакцию пожаловались преподаватели одной из школ Калининграда. Рассказали, что телефоны почти десятка преподавателей коллекторы поставили на автодозвон из-за того, что сын одной учительницы не погашает кредит.
Беспрерывные звонки на несколько дней выбили коллектив из жизни.
Поймать нарушителей не так просто, но можно.
Если звонки и визиты коллекторов бесконечны, если они грубят, хамят и оскорбляют, угрожают, то можно обратиться к приставам.
Жаловаться можно, если сведения о должнике, сумме долга, его персональные данные обнародовали (например, по месту работы или жительства должника, в интернете) или пришли взыскивать долги группой.
Но прежде необходимо зафиксировать факты нарушения прав:
- записать наименование компании, фамилию сотрудника (коллектор обязан представиться и вести запись разговора, предупредив об этом);
- сохранять почтовые отправления вместе с конвертами;
- делать записи разговоров, скриншоты переписки;
- запросить детализацию звонков.
Где искать защиты
Каждый месяц УФССП по Калининградской области (Калининград, пр. Мира, 5-7) устраивает горячую линию по вопросам работы коллекторов.
Но ждать её необязательно, можно обращаться в рабочие дни по телефонам: 924-925 или 924-900.
Помните: чтобы делу дали ход, звонок не должен быть анонимным.
Берегите деньги!
Звонить по поводу долга могут только сотрудники микрофинансовой организации, которая давала деньги, или коллекторы, внесённые в государственный реестр. Он опубликован на сайте ФССП в разделе «Сервисы» и насчитывает около 443 организаций.
Звонки и визиты иных лиц не что иное, как вымогательство.
Кстати, мошенники любят маскироваться под легальных коллекторов.
Отличительный признак: они готовы лично взять ваши деньги и уплатить долг. Настоящий сотрудник агентства такого не предложит. Лишь напомнит реквизиты кредитора, расскажет о способах оплаты.
* Имена героев изменены из этических соображений.