Исторических памятников на улице немного. Но если вы хотите насладиться красивыми
видами, вам сюда.Тут и Преголя с парящими чайками, и набережная, и панорама на Рыбную деревню, новую синагогу, и изящный домик смотрителя механизмов моста
Юлия ЯГНЕШКО, фото автора
Прежде этот район назывался «Форштадт» и являлся пригородом одного из старинных городов - Кнайпхофа (на острове Канта), жители которого держали тут огороды, пастбища, доки и склады.
Но город развивался, появлялись новые улицы. Например, на месте нынешней Эпроновской находились сразу три: Гоффманнштрассе (от Багратиона до Краснооктябрьской), далее Михаллиштрассе (до Юбилейного моста и упиралась там в дом), и затем - Тамнауштрассе.Кстати, Гоффманнштрассе увековечила имя выдающегося обербургомистра Кёнигсберга Германа Теодора Гоффманна (1836-1902), при котором город расцвёл: заработали целлюлозная фабрика, мясокомбинат, газовый завод, канализация, появились зоопарк и трамвай, а ещё пошли поезда на Нойхаузен (Гурьевск) и Раушен (Светлогорск).
Обманутые японцы, сокровища, баржа мертвецов…
Сначала остановимся у дома №17, который обрамляют 14-этажные дома-близнецы - первые в городе высотки (дом №15 строители сдали в июне 1978 года).
Фасад дома №17 так густо украшен декоративными поясами из кирпича, что в глазах рябит. Построен он в 1926-27 годах по проекту Курта Фрика для размещения в нём телеграфа.
После войны тут поселили ЭПРОН (экспедицию подводных работ особого назначения), созданную ещё в далёком 1923 году с целью поднять золото с затонувшего в середине 19 века под Севастополем английского фрегата (на полмиллиона фунтов стерлингов).
Только нашли на «Принце» всего 7 монет. Впрочем, кто знает... Информацию о той операции засекретили. А затем права на поиски английских сокровищ продали японской компании.
Японцы также ушли с пустыми руками. Зато специалисты ЭПРОНа изучили их методы работ. Потом СССР выкупил оборудование и эпроновцы продолжили поднимать со дна корабли.
До войны ЭПРОН поднял 250 судов, за что получил орден Трудового Красного Знамени. А в войну его водолазы провели под водой более 200 разведывательно-диверсионных операций на Балтике.
Трудился отряд и в Калининграде. Муж Ольги Андреевны Осокиной, героини одной из публикаций «Гражданина», служил мичманом водолазного отряда в ЭПРОНе. И она рассказывала, как отряд чистил русло Преголи, чинил подводные части судов, как однажды подняли «сокровища» - ящики с сервизами, и как наткнулись на баржу, набитую мертвецами...
Задачка императору
Свернув к Преголе, выйдем к мосту Юбилейному, построенному в 2005 году к 750-летию города.
Мост пешеходный, 3-пролётный, разводной. Зиждется на быках (опорах) бывшего Императорского моста (Кайзербрюкке).
Возвели его в 1905 году по приказу императора. Дело было так.
Однажды на светском приёме в Кёнигсберге над кайзером, который слыл человеком недалёким, захотели подшутить. Предложили ему решить заведомо нерешаемую задачу Эйлера: как пройти по всем семи кёнигсбергским мостам, не ступая ни по одному из них дважды.
А Вильгельм II решил её! Взял перо и написал: «Приказываю построить восьмой мост»!
Талант и критики
Главная достопримечательность улицы – здание №31, построенное в 1930-х годах, ныне объект культурного наследия.
После войны его восстановили частично. На фасадах сохранили ниши с ярусами окон, фронтоны, лизены (плоские вертикальные выступы на стенах), карнизы и их модильоны (такие декоративные кронштейны, поддерживающие плиту карниза).
Есть сведения, что до войны в здании размещались школа зубных врачей, служба дезинфекции и др. А сейчас здесь - школа искусств, одна из старейших в Калининграде (открылась ещё в 1959 году на ул. Дзержинского). В 2016-м, кстати, стала лауреатом общероссийского конкурса «50 лучших школ искусств». И носит имя Петра Ильича Чайковского (1840 - 1893).
Будущий композитор родился в Предуралье, в селении при Камско-Воткинском заводе (ныне город Воткинск), в семье горного инженера.
Окончил училище правоведения в Петербурге и служил в министерстве юстиции, а в 22 года вдруг поступил в консерваторию.
Теперь мы знаем его как создателя первых в русской музыке классических образцов симфонии, струнного квартета, фортепианного концерта и других жанров, как автора музыки знаменитых опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта», балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Секрет своего успеха Чайковский не таил: «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых».
Говорил он и так: «Вся жизнь есть чередование тяжёлой действительности со скоропроходящими сновидениями и грёзами о счастье…». Возможно, имел в виду свою личную жизнь.
Она не задалась. Сначала Пётр увлёкся итальянской певицей, но роман не сложился. Потом много лет переписывался с одной из богатейших женщин Москвы Надеждой фон Мекк. Дама поддерживала музыканта материально, но не более. Наконец, женился на своей студентке, да неудачно.
Чайковский скитался по Европе, творил, затем осел в Клину (там его дом-музей) и скончался в октябре 1893 года в Петербурге.
Запомнили его таким: одевался щеголевато, холил руки, но выглядел лет на 10 старше; на лице его отпечатался тихий жалобный испуг; был он обаятелен, но в то же время мнителен, эмоционален и обидчив, всё видел в мрачном свете, стеснялся своего голоса (мол, скрипучий и неприятный), называл себя плохим пианистом. И даже усомнился в своих творениях (уничтожил 2 из 10 созданных опер, а «Пиковую даму» не раз бросал, повторяя, что уходит в каменщики.)
Отзывы о творчестве Чайковского тоже противоречивы. Австрийский музыкальный критик Ганслик, например, даже выразился, что «его музыка воняет» (!).
Что же в итоге?
Хоть кто-нибудь из читателей слышал про этого Ганслика?
А нашего Чайковского знает весь мир.