Ул. Бассейная или Ratslinden

5 минут
Где рождалось и живёт прекрасное, почему кёнигсбержцы любили гулять возле открытых канав и куда уехал музей Кёнигсберга вы узнаете из очередной экскурсии «Гражданина»

Юлия ЯГНЕШКО

В Кёнигсберге улица Бассейная называлась «Ратслинден», то есть Ратсхофские липы, потому что располагалась она в районе Ратсхоф. Сегодня это посёлок Воздушный (сразу после войны тут дислоцировались советские лётчики).
Начинается улица от Нескучного пруда (или Питьевого озера) и следует на юг, до проспекта Победы. Кстати, пруд этот у немцев назывался «Фюрстентайх» - Княжеским. Возможно потому, что находился во владениях знати.
Местечко Ратсхоф долгое время принадлежало средневековому городу Альтштадту, а после объединения трёх городов в Кёнигсберг — муниципалитету. После поражения Пруссии в войне с Наполеоном Ратсхоф продали в частные руки, чтобы в том числе этими деньгами уплатить победителю контрибуцию. 
В 1843 году владельцем предместья стал Вильгельм Батоцки. Он обустроил окрестности ручья Фрайграбен (теперь Воздушный, с нем. «открытые канавы», то есть, струящийся на дне оврага), который протекал почти вдоль всей улицы, и превратил их в красивый парк. Вдоль ручья проходил променад, на террасированных склонах располагались прогулочные дорожки и аллеи. 

Отыщите Геркулеса
Следуя за ручьём, у стадиона «Пионер», на месте которого в Кёнигсберге тоже находилась большая спортивная площадка под названием Ян-плац, попадаем к другому пруду. Увы, безымянному.
В 1949 году его именовали «Сталинградский». Но когда культ личности вождя был разоблачён, вместе с портретами и бюстами Сталина исчезло и название водоёма. А другого как-то не дали.
muse.jpg
У немцев же это был пруд Хаммер тайх («молот»). Скорее всего потому, что некогда здесь находилась кузница или мастерская. 
Пробравшись по трубе под проспектом Мира, возле ресторана «Геркулес» ручей водопадом изливается из шлюзового сооружения. Шлюз украшает рельеф из ракушечника: герой из мифов древней Греции Геркулес сдерживает напор воды (автор С. Кауэр, 1912-1913 гг.). 
Но теперь нам нужно вернуться на Бассейную, ведь мы немного отклонились. Миновав строения музыкального театра, о котором мы расскажем позже, подходим к школе №21, в здании которой до войны находилась Академия искусств Кёнигсберга. 

Рай для художников
На Ратсхофлинден академия переехала только в 1916 году. До этого она размещалась на Кёнигштрассе (ул. Фрунзе). Учредил её в середине XIX века Генрих Теодор фон Шён, почётный гражданин города, один из выдающихся учеников Канта, обер-президент Пруссии, а в конце карьеры - государственный министр. Возглавил же учреждение берлинский живописец Людвиг Розенфельдер.
Из столицы прибыли и преподаватели. Например, Максимилиан Антоний Пиотровский руководил классом гипса, а Роберт Троссин заведовал гравировальным классом.
В первом наборе было всего три слушателя, которых разместили поначалу, как мы уже писали выше, на Кёнигштрассе (ул. Фрунзе). Там их учили рисовать пейзажи, делать слепки с античной скульптуры, писать с натуры, в том числе обнажённой.
Особенно славились ученики Академии полотнами на исторические сюжеты, которыми украшали общественные здания города. Например, стены актового зала университета «Альбертина» они расписали аллегорическими изображениями факультетов. 
В 1882 году в академии открылся класс скульптуры. Число желающих выучиться рисовать и ваять увеличивалось, поэтому муниципалитет и предоставил участок для нового здания в Ратсхофе. Здесь для художников был просто рай: простор, открытость, разнообразные пейзажи в парке вдоль ручья Фрайграбен.

Изысканная простота
Открыли новое здание в 1916 году. Его проект выполнил один из преподавателей академии архитектор Фридрих Ларс. Он сделал его строгим, в духе возрождённого классицизма: по бокам флигели, а длинный остов скромно разделяли ризалиты. Никаких декоративных излишеств! Даже крышу лишили сверх модных в то время слуховых окон.
И всё же акцент поставили - полуциркульное окно посередине здания, рядом с которым расположили барельеф «Музы с венком и с рогом изобилия» (работа другого преподавателя академии С. Кауэра). 
Внутри здания был широкий холл, открывавшийся к саду большими высокими окнами. Одна сторона холла разделялась колоннами и пилястрами, а другая - рядами окон. 
По северной стороне находились классы для работы учеников, на чердаке - мастерские и помещения для собраний. Главный конференц-зал располагался в восточном флигеле. Он освещался верхним светом и поэтому выставки работ выпускников там смотрелись особенно хорошо.
На первом этаже западного флигеля была аудитория, вверху - помещение для работ с гипсом. 
Помимо основного корпуса возвели здания для графиков, художников и скульпторов, а также виллу для директора.

Музей уехал
Наивысшего расцвета Академия достигла при директоре Людвиге Деттманне в 1900—1915 годах. Кстати, при нём в 1902 году был создан, наконец, и женский класс. До этого женщины могли брать лишь частные уроки.
Выпускники академии с энтузиазмом украшали улицы Кёнигсберга. Их работы можно увидеть и по сей день. Например, у драмтеатра есть скульптура Шиллера работы Кауэра, в зоопарке - ребёнка со львятами (В. Розенберг), на острове — скульптура герцога Альбрехта (копия, автор подлинника Ройш). 
Генрих Вольфф написал более 100 портретов современников, живших в начале XX века в Кёнигсберге. Поэтесса Агнес Мигель утверждала, что он запечатлел духовную элиту города тех лет. 
Художники Хайдек, Шмидт и Нейде выполнили цикл живописных произведений на сюжеты «Одиссеи» для актового зала гимназии Инстербурга (теперь Черняховск).
К сожалению, поражение во Второй мировой войне означало и конец существования этого храма искусства. Занятия прекратились, а летом 1945 года отсюда стали вывозить картины и рисунки старых мастеров. Часть попала в московский музей имени Пушкина.
Что касается произведений художников Академии, то по счастью несколько работ  Г. Вольффа, Х. Нойманн, Н. Долециха хранятся в нашей художественной галерее. Также множество произведений находилось в «Музее Кёнигсберга», который создал его уроженец Лоренцо Гримони в Дуйсбурге. Но в силу почтенного возраста создатель больше не может содержать экспозицию и теперь музей закрыт. А коллекцию отправили в государственный музей Восточной Пруссии (Люнебург).
Разработано в АЛЬФА Системс