ВИЧ среди нас

8 минут
ВИЧ «дружит» со всеми: и с интеллигентами и с бомжами

Наталья ИГОРЕВА

Николай Черкес, заместитель главного врача инфекционной больницы Калининградской области – руководитель Центра по профилактике и борьбе со СПИД рассказывает, как не пополнить армию смертельно больных. 
cherkess.jpg
Здесь, в Центре, собираются все исследования крови из Калининграда и области. И, чаще всего, здесь люди узнают о страшном диагнозе. Для многих - это шок, с последующими истериками, слезами, кто-то просто закрывается, другие - угрожают. И задаются вопросом: почему это случилось со мной?
Эпидемиологи Центра очень тонко стараются с каждым найти контакт, научить, как дальше жить, предлагают встать на диспансерный учёт, пытаются установить источник заражения. Последнее не так-то просто, потому как некоторые даже не знают фамилий людей, с кем спят.

Берут ли в больницах анализы на ВИЧ?
Их обязаны сдавать все заключённые, доноры, беременные и некоторые категории медработников. Остальные - только по желанию, и врачи не могут заставить человека сдать кровь на ВИЧ - это незаконно. Поэтому в области обследуются лишь 14% населения. Роспотребнадзор рекомендует проверяться хотя бы раз в 3 года: чтобы успеть начать лечение, а не хвататься на последней стадии, когда через полгода уже умрёшь. Носители опасной инфекции часто о ней даже не знают. Например, история. На даче у бабушки сломался забор. Пригласила починить соседа Васю. За выполненную работу предложила водку или деньги. Парень попросил «отблагодарить натурой». А что терять-то 80-летней? Только Вася был инфицирован и ещё сам об этом не знал…

Вирус ждёт
ВИЧ передается через кровь, сперму, материнское молоко. Сегодня только два пути заражения – секс и инъекционные наркотики. Наркоманы чаще передают заболевание не через иглу (приучились пользоваться личными или разовыми шприцами), а половым путём. Сразу после инфицирования ВИЧ обнаружить невозможно. Только через месяц, два, три, у каждого по разному. Поэтому надо делать повторные анализы.
- ВИЧ не нападает, как, допустим, грипп, - говорит Николай Черкес. - Человек должен сам его пригласить через наркотики или свой аморальный образ жизни.

«А что, вы своих считаете?»
Эпидемиологи спрашивают у заражённой женщины: «Сколько у вас было контактов за последние полгода»? В ответ удивлённые глаза: «А что, вы своих считаете?..» Выясняют у 76-летнего деда, как заразился: «Живу на проспекте Калинина, так у меня под окнами проститутки ходят, я их за 500 рублей покупал…» Молодой человек нетрадиционной ориентации: «За год я имел 100 партнёров. А был бы покрасивее, то у меня могло быть 200-300». Один мужчина имел жену, двоих любовниц, «снимал» проституток на Дзержинского, а также «заказывал» из фирм. Перезаражал всех. И сам умер.

«Секс без башни» 
Многие считают, что ВИЧ – удел асоциальных личностей. Заблуждение. Заболевшие люди есть в правоохранительных органах, в администрациях, это педагоги, руководители фирм, студенты университетов.
Заражённый парень рассказывает: «У меня было только две девушки; они такие приличные - одна с косой, другая в очках – как я мог от них заболеть»? (Обе состоят на диспансерном учёте в СПИД-Центре, «такие приличные»... - прим. авт.)
Ещё один делится: на дискотеке выпил, и в туалете стал заниматься сексом. За ночь с пятью девушками был, имён их не знает, кто заразил — не установить.
Для молодёжи с кем-то переспать - как в кино сходить.
- К сожалению, как рассказывают сотрудники дискотек, под воздействием алкоголя и энергетиков людям всё равно, что творить и с кем.  - Говорит Николай Черкес. - Понятно, что половую жизнь отменить нельзя. Но беспорядочные связи - источник распространения смерти.

Сознательно заражают
Есть такие, кто живёт и не ведает о диагнозе. Но многие всё же знают и скрывают. Они сознательно идут на незащищённые контакты, не говорят о диагнозе партнёру. Часто за них кто-то сдаёт кровь, меняют они фамилии. Угрожают врачам: если сообщите мужу, повешусь и напишу записку, что вы виноваты.
Таких примеров масса. Выявили у новорожденного ВИЧ. Где занесли: в больнице? Врачебное расследование выяснило: мать ещё десять лет назад заразилась, сидя на игле. Вышла замуж, вела нормальный образ жизни, всё скрыла от мужа. Анализы во время беременности за неё сдавали родственники. Заразила всю семью: супруга половым путём, а двоих детей в период беременности. Молчала, боясь потерять мужа. 
Ещё случай. Мужчина жил 3 года с ВИЧ-инфицированной женщиной, скрывавшей от него диагноз. Вдруг решил расстаться. Женился на другой, не зная о том, что уже заражён. Девушка рожает ребёнка, имеет отрицательный анализ на ВИЧ. Кормит ребенка грудью, и через три месяца выявляют, что ребёнок инфицирован. 

«Почему вы молчите?»
Пришла в СПИД-Центр молодая женщина, узнав, что её мужа положили в «инфекционку» в очень тяжёлом состоянии с ВИЧ. Он болел более 10 лет, ей не сказал и эпидемиологам не сообщил о женитьбе и рождении ребёнка. Она рыдала и кричала: «Почему вы молчите? Почему вы знаете, а я живу с ним - и не знаю?» Потому что по закону, если сам инфицированный не поставит своего партнёра в известность, то этого не сделает никто. Поэтому масса у нас подобных историй. Например, 8 лет назад мужчина встал в Центр на учёт и просил не вызывать жену, потому что у них нет половых контактов. С какого-то времени у женщины стали отказывать ноги, дети в каких только странах её не лечили. Оказалось, что муж давно её инфицировал и скрывал это. Случается, 3-4 женщины указывают на одного ВИЧ-партнёра. Но в Центре не могут ни сказать - кто он, ни подать в суд. Такой у нас закон, позволяющий многим безнаказанно разносить болезнь.

Врачи знают и молчат об опасности
- В Америке молодёжь больше  ценит своё здоровье. - Рассказывает Николай Черкес. - Решили провести ночь вместе – пишут расписку: гарантирую - нет ВИЧ, дата и подпись. В кармашек положили - потом в спальню. Они знают: если партнёр скрыл свою болезнь, то будет сидеть в тюрьме. У нас врачи связаны законом по рукам и ногам. Всё анонимно. Они не имеют права никому - ни жене, ни мужу, ни родственникам говорить о статусе ВИЧ. 
К примеру, эпидемиолог Центра приезжает к парню вручить приглашение на приём, потому что у него в крови обнаружили вирус. Открывает дверь мама, говорит его нельзя увидеть: он у невесты, завтра свадьба. Специалист не имеет права поведать даже маме. Люди женятся, не подозревая о беде. Если мама выбросила этот конверт (диагноз там не указан), парень об этом не узнал. Выходит, надо срочно менять закон, как с туберкулёзом: чтобы была обязательная диспансеризация.

Сколько живут с ВИЧ?
- По разному. Одни могут умереть и на первом году жизни, а есть и те, кто более 20 лет. Главное – вовремя узнать о наличии вируса в крови и соблюдать антиретровирусную терапию. Конечно, это очень жёсткий режим и серьёзные препараты, имеющие сильные побочные действия, но с ними можно жить. Антиретровирусные препараты сдерживают развитие ВИЧ в организме, предупреждая увеличение количества вирусов в крови, тем самым защищая иммунную систему. Эти препараты люди не сразу употребляют, без них можно прожить и год и пять. Когда инфекция начинает себя проявлять, необходимо немедленно начинать лечение. Начав терапию, человек вынужден получать её до конца своей жизни - излечения на сегодняшний день не существует.

Цена «удовольствия»
В России препараты для антиретровирусной терапии – бесплатные. В Калининградской области их принимают более 1600 пациентов. Только на них из бюджета расходуется 300 млн рублей в год. Благодаря лечению инфицированные меньше умирают, но их становится всё больше. Через 10 лет сумма в 300 млн увеличится в 3 раза  – и подойдет к 1 млрд рублей. 
- В Центре есть все препараты, - объясняет главврач СПИД-Центра. - Но у нас более 500 граждан вообще отказываются от них. Хотя на начальном этапе это и легче и дешевле. Если человек эффективно лечится, то вероятность заражения других людей может стать минимальной.

Колоссальные потери
Многие страны истратили миллиарды на изобретение вакцины, но пока безуспешно. Немало учёных считают, что вряд ли получится: вирус быстро видоизменяется и приспосабливается. Чтобы он не распространялся среди здоровых, во всем мире тратятся огромные деньги.
Это колоссальные потери в макроэкономике любого государства. Если в России в 2012 году выделили на лечение 100 000 человек 18 млрд рублей, то через 5 лет у нас уже будут лечиться 300-350 тысяч. Эту сумму надо умножить на 3 – станет минимум 55 млрд рублей в год. 

Наркотики и ВИЧ ходят парой
- Да, сегодня есть лечение, на котором можно жить. Но это тяжелейшая жизнь, с массой ограничений, - говорит Николай Черкес. - Поэтому если хочешь жить – должен остановиться, когда предлагают наркотик или незащищённый секс. Сходите на кладбище, посмотрите, сколько там молодёжи, которая полегла из-за наркотиков. А ВИЧ приходит с наркотиками. В 2003 году в России было зарегистрировано 469 000 инъекционных наркоманов (население Калининграда). К 2007 году – почти все из них умерли. Практически исчез целый город с карты России. И только потому, что человеку пришло в голову попробовать какой-то искусственный кайф.

Зачем рожать больных детей?
С каждым годом увеличивается число ВИЧ-инфицированных беременных женщин (от 70 до 110). Но, несмотря ни на что, они могут родить здоровых детей. Четырёхлетняя практика показывает: прошедшие во время беременности курс лечения химпрофилактикой – все родили здоровых детей. Однако ежегодно 7-10 беременных её не получают: отказываются. На сегодня в области с передачей от матери родилось 78 ВИЧ-инфицированных детей.

Справка: По официальной статистике в Калининградской области с 1995 года – 8637 ВИЧ-носителей. В 2013 году новых прибавилось 426, в этом уже – 75 человек. По России наш регион занимает 17-е место. В лидерах Иркутская, Самарская, Свердловская области. К слову, в мире у 75 миллионов человек регистрировали ВИЧ. Из них 35 млн уже умерли.
Разработано в АЛЬФА Системс