Мазурский канал: смотритель наблюдает

4 минуты

Наш путь в посёлок Дружба Правдинского района (Алленбург до войны). В гости к смотрителю шлюза на мазурском канале, который «живёт» в местном доме-музее

45_18.jpg

Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора

Дом-музей смотрителя шлюза Мазурского канала восстанавливает своими силами Владимир Созинов, но уже сейчас он проводит экскурсии для всех желающих прикоснуться к истории этих мест.

Из окон дома видны сам шлюз, сберегательный бассейн, где должно отстаиваться судно перед шлюзованием, а ещё туристы, приехавшие, чтобы своими глазами увидеть канал - чудо инженерной мысли.

Дом смотрителя перешёл Владимиру от уроженки Алленбурга Уте Безманн: «Она передала мне его под обещание, что я открою в нём музей её родного города и Мазурского канала».

45_20.jpg

Водный путь Восточной Пруссии

45_24.jpg

Какой же смысл этого канала?

Судоходный, он должен был связывать Мазурские озёра (ныне в Польше, а до войны в Восточной Пруссии) с Балтийским морем через реки Алле (Лаву), Преголю и залив Фришес Хафф (Калининградский). Канал мыслился в качестве транспортной артерии, по которой доставлялись бы грузы в Кёнигсберг. Но его так и не достроили.

Строительство, начатое в 1911 году, без конца прерывалось. Когда к 1942 году сам канал и его гидротехнические устройства были уже на 70% готовы, наступил перелом в Великой Отечественной войне, советские войска перешли в наступление, немцам стало не до канала и проект заморозили.

В 1957 году недостроенный Мазурский канал поделили де-юре. 30 км перешло СССР, а 20,4 км — Польше. Сам канал перегородили земляной дамбой и рядами колючей проволоки. А уже в следующем году его достройку признали нецелесообразной.

Но сооружения канала до сих пор поражают своей мощью. Один из шлюзов как раз находится в посёлке Дружба. Он-то и привлекает туристов.

Смотритель дядюшка Мазур

А ещё привлекает туристов не так давно открытый дом смотрителя шлюза, где сейчас Владимир Созинов организовал музей.

В нём собраны довоенные фотографии Алленбурга и канала, старинные мебель, посуда, бутылки, пробки, печать Алленбурга, даже электрический орган.

А за массивным аутентичным столом здесь восседает сам «смотритель шлюза», дядюшка Мазур, как называет его Владимир Созинов. Это большая кукла, которая, улыбаясь, смотрит через панорамное окно на шлюз и туристов, осторожно подбирающихся к сберегательному бассейну и опасливо заглядывающих в его глубокое бетонное чрево.

Судьбоносная встреча

45_17.jpg

«Телефон и гаечный ключ — вот два основных инструмента смотрителя шлюза», - говорит Владимир Созинов.

В задачи смотрителей шлюзов входило: следить за исправностью механизмов, то есть, исполнять функцию механика, и ещё быть диспетчером (на тот случай, если движение по каналу всё-таки бы началось). Но канал не работал ни одного дня...

Если же говорить о доме смотрителя, то достался он Владимиру, можно сказать, случайно.

По его словам, в 2017 году он проводил экскурсию в замке Вонсдорф (посёлок Курортное Правдинского района). К нему подошла пожилая женщина, представившаяся главой землячества Алленбурга, её имя Ута Безманн. Предложила заняться проектом восстановления дома смотрителя шлюза в посёлке Дружба (бывшем Алленбурге).

«Поскольку я — человек увлекающийся, - говорит Владимир, - согласился. Сделал крышу (дом стоял без неё), вставил окна, разобрал завалы в подвале».

Сама Ута с 1948 года живёт в Германии, в городке Беверштедт, около Гамбурга, в 20 километрах от голландской границы, но до недавнего времени приезжала в Дружбу каждый год.

История её семьи — часть немецкой истории Восточной Пруссии.
Родилась в Алленбурге в 1939 году. В ноябре 1948-го местным немцам объявили о депортации, их построили в колонну и повели пешком в Пиллау (Балтийск). В той колонне шла и Ута с матерью. Добрались до Пиллау за неделю. Потом попали в Гданьск, где у них кто-то из своих же немцев украл документы, деньги и вещи.

Но, как бы там ни было, добрались до городка Беверштедт, и там, наконец-то, осели».

Кант и санкции

«Как только закончу ремонт в доме смотрителя шлюза, а я думаю, что к концу этого года я его закончу, буду восстанавливать башню замка Вонсдорф, - делится планами Владимир. - Хочу создать в башне музей.

На первом этаже развернётся экспозиция, посвящённая истории Тевтонского ордена, потому что Вонсдорф - всё-таки Тевтонский замок, на втором этаже — выставка из истории семьи Шрёттеров, потому что семья на протяжении 300 лет владела этим замком, и на верхнем этаже разместится кабинет Канта.

Почему Канта? Потому что он, являясь другом Шрёттеров, любил приезжать в Вонсдорф.

Кстати, очередной международный конгресс Общества друзей Канта и Кёнигсберга должен был проходить в Калининграде. Но месяца полтора-два назад ко мне в музей заезжал генконсул Германии и сказал, что конгресса не будет — санкции...».



Разработано в АЛЬФА Системс