О затерявшихся могилах великих граждан Кёнигсберга, создавших его облик, о пропавшем Иисусе Христе, несущем крест, о воплощении мечты, а также (немного) о прячущихся за забором читайте в этой экскурсии
Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
Улица начинается от пересечения с проспектом Победы (где здание бывшей администрации Октябрьского района) и выходит на проспект Мира (где лютеранская церковь «Воскресение»).
Имея длину всего 800 метров, Лесопарковая занимает важное географическое положение: пересекая весь исторический район Амалиенау, она служит его западной границей.
До войны улица называлась Дюрерштрассе (имени Альбрехта Дюрера, немецкого живописца и графика, одного из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса).
Среди могил
Мы начнём нашу экскурсию с лютеранской церкви «Воскресение», к которой примыкает парковая зона — в прошлом это территория двух кёнигсбергских кладбищ — памяти королевы Луизы — и, южнее, католической церковной общины капеллы Святого Адальберта.
Зданию церкви всего десять лет. Она построена по проекту главного архитектора Калининграда Павла Горбача, в её основание заложен крест из кирпичей разрушенной евангельской кирхи. Сама церковь «Воскресение» стоит на лютеранском кладбище - первом кладбище прихода церкви памяти королевы Луизы.
Здесь, в 1919 году, похоронили обер-бургомистра Кёнигсберга Зигфрида Кёрте, прослужившего в этой должности 15 лет. Он ушёл в отставку не по своей воле, а под давлением левых сил и Совета солдатских депутатов, захвативших власть.
Где-то тут, среди могучих клёнов, затерялась и могила ушедшего из жизни в 1944 году королевского строительного советника, историка искусств и консерватора памятников в Восточной Пруссии Рихарда Детлефсена. Этому человеку мы обязаны сохранением Кафедрального собора в первоначальном его виде, каким он и задумывался в раннем средневековье.
Поразмышлять о вкладе Рихарда Детлефсена в спасение исторического наследия Восточной Пруссии (он проработал руководителем службы охраны памятников 34 года) помешал в день моей прогулки кратковременный тёплый летний дождь. И я переждала его под одним из роскошных густых клёнов.
Чтобы обхватить ствол такого клёна, потребуются, наверное, усилия трёх человек.
Этот исполин и его могучие товарищи, растущие на территории бывшего кладбища, - молчаливые свидетели грустных страниц истории Кёнигсберга. Ведь здесь, да ещё на кладбище католической церковной общины капеллы Святого Адальберта, появившемся на улице Дюрера в 1911 году, хоронили самых достойных кёнигсбержцев.
Например, на католическом кладбище в 1921 году похоронили известного архитектора Фридриха Хайтмана. Среди его работ колония Амалиенау, кирха королевы Луизы в нынешнем Центральном парке, множество вилл и домов Кёнигсберга.
Нищим и забытым умер Хайтман в спроектированном им же доме священника, что возле капеллы Святого Адальберта (в настоящее время здание капеллы занимает западное отделение Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН). (Это тоже район Амалиенау.)
Христос с крестом
От великолепных надгробий на обоих кладбищах на сегодня не осталось и следа. Побродив по заброшенной территории, я обнаружила лишь обломок ворот, да кусок безвестной гробницы.
Нет здесь и скульптуры Пауля Коралуса «Иисус Христос, несущий крест», установленной на католическом кладбище в 1913 году.
Говорят, памятник простоял до начала 1960-х годов, после чего его просто уничтожили.
Город-сад
Однако о хорошем. Повторюсь: улица Лесопарковая пересекает весь район Амалиенау и является его западной границей.
Этот район застраивался в начале прошлого века малоэтажными домиками, особняками, виллами, выполненными по индивидуальным проектам и считался самым престижным в городе. Здесь имелись немыслимые на то время удобства: электричество, вода, газ, канализация. Именно в Амалиенау воплотилась мечта многих зодчих построить город-сад. Каждый домик, виллу окружали клумбы и садик, где росли редкие деревья и красиво цветущие кустарники.
Проект Амалиенау настолько считался важным, что ради него даже изменили закон, который предписывал строительство улиц в Кёнигсберге исключительно под прямым углом. В Амалиенау нет ни одной такой улицы! Зато есть множество аллей, круговых площадей, извилистых улочек.
Прячутся за заборами
Улицу Дюрера, как и другие в Амалиенау, также застроили двухэтажными индивидуальными жилыми домами. Да, к сожалению, только два или три дома дошли до нас в оригинальном виде.
Увы, реконструируя, ремонтируя, обновляя, подстраивая и перекраивая всё и вся под свои нужды и вкусы, «ремонтники» уничтожают те элементы, которые и придают домам очарование, колорит и неповторимость.
К слову, за последние четверть века на Лесопарковой выросли и новые дворцы. Однако обычный прохожий не может лицезреть всех их красот. Так лишь, скользнёт взглядом по верхушкам крыш — и всё. А потому, что жизнь обитателей таких чертогов скрыта от посторонних глаз за трёхметровыми заборами.
Другие обитатели
Пожалуй, самое известное здание на Лесопарковой — это бывшая администрация Октябрьского района. Дом построили в середине 20-х годов прошлого века в качестве доходного по проекту архитектора Курта Фрика.
Сегодня его населяют различные социальные службы, городской Совет ветеранов, коммерческие организации.