#Победа80

Краснооктябрьская или Hoffmannstraße

5 минут

Где именно засыпали защитный ров, на протяжении 400 лет считавшийся важным, отчего улицу назвали Гоффманн-штрассе (но не в честь знаменитого писателя, автора рождественской сказки «Щелкунчик»). И в каком месте находится сквер «Солнечные часы» с 12 липами — читайте в сегодняшней Экскурсии

41-13.jpg

Краснооктябрьская начинается от пересечения с Ленинским проспектом (ориентир - Калининградский морской рыбопромышленный колледж) и выходит к набережной Преголи, где неподалёку возвели мост «Юбилейный».

Сам этот район назывался до войны Форштадт и принадлежал богатому Кнайпхофу (ранее это город, а сейчас - остров Канта). В Форштадте, возникшем в 14 веке как маленькое поселение у дороги, ведущей на юг в Польшу, размещались склады, хранился запас дров для кнайпхофцев.

К 15 веку жители Форштадта обзавелись крепостной стеной, прорыли рвы, наполнили их водой, чтобы по-серьёзному защищаться от беспокоивших их поляков. (Но неугомонных поляков эти сооружения нисколько не конфузили. Периодически они пробивались через крепостную стену, пересекали канавы и опустошали поселение по мере своих сил — грабили, жгли. Однако трудолюбивые форштадцы каждый раз его отстраивали.)

Но время шло. Форштадт расширялся, одевался в камень (раньше он был, в основном, деревянным) и потребность в защитных рвах отпала.

Дольше всех продержалась длинная канава как раз в том месте, где сейчас улицы Краснооктябрьская и Полоцкая. Засыпали её буквально в начале 20 века. И призадумались: как назвать родившуюся улицу?

Гофман. Но не тот. Другой

Тут вспомнили про Гофмана. Не про писателя, автора сказки «Щелкунчик», романа «Житейские воззрения кота Мурра» и др., родившегося и жившего в Кёнигсберге, а другого Гофмана - Германа Теодора, обер-бургомистра Кёнигсберга.

Этот «другой» Гофман оказался фигурой исторической. В своём роде. Он заступил на пост обербургомистра Кёнигсберга в 1893 году и занимал его вплоть до своей смерти, вырвавшей его из мира живых 6 сентября 1902 года.

41-10.jpg

За непродолжительное время при его участии в городе произошли, можно сказать, «космические» события.

Пустили муниципальный электрический трамвай — первый в Германии (!), организовали предприятие по очистке улиц от мусора, основали зоопарк, открыли целлюлозную фабрику (теперь это ЦБК-1 на Ялтинской) и мясокомбинат (современный ориентир - Аллея смелых), построили новый газовый завод в Коссе (это западный квартал города). Прорыли морской канал, связавший Пиллау (Балтийск) с Кёнигсбергом, возвели на правом берегу Прегеля вальцовую мельницу и элеватор (самые большие и современные сооружения такого рода). А, главное, проложили канализацию, провели водоснабжение.

И, кстати, добрались, наконец, до рва, где сейчас Полоцкая-Краснооктябрьская, и засыпали его.

Запляшущий когда-нибудь фонтан

С чего начали застройку новой улицы? Вы, может, удивитесь, но не с небоскрёбов, «разбросанных» в небрежном беспорядке. А с рынка.

Ярмарка находилась в том месте, где сейчас запущенный сквер, около Калининградского мореходного колледжа.

На сохранившихся довоенных фотографиях можно увидеть, как тут весело и осмысленно кипела жизнь. На первом плане - пожилые покупательницы с плетёными корзинками, расхаживающие вдоль торговых рядов со всяческой снедью и придирчиво осматривающие выложенное продовольствие. Торговцы, среди которых много мужчин - смирных, просто одетых, видимо, из крестьян. За заднем плане — шпили госпиталя Святого Георга (ныне это мореходный колледж).

Если кто-то захочет сейчас пройтись вдоль улицы Краснооктябрьской, то обязательно удивится, завидя рядом с неухоженным сквером такое же запущенное сооружение. Это остов фонтана, радовавший горожан своими живительными струями в 70-е годы прошлого века. Его создали в советские годы на основе немецкого пожарного бассейна.

Депутаты горсовета утверждают, что сквер и чаша фонтана стоят на кадастровом учёте и застраивать здесь никто ничего не собирается. Возможно даже, что фонтан когда-нибудь оживёт, запляшет, окатывая весёлых прохожих искрящимися брызгами, и тогда тут вообще получится прекрасная зона отдыха.

Сквер «12 лип»

До войны с восточной стороны к Ярмарочной площади примыкала ещё одна площадь, названная Kaiserplatz, то есть, Кайзера. На карте видно, что она была треугольной и острым своим углом направлялась на ярмарку.

41-03.jpg

От этой площади сейчас ничего не осталось, ну, разве что небольшой сквер, через который и проходила дорога на Кайзер плац, а от него уже — к мосту, названному не так давно «Юбилейным».

Сквер примечателен не только тем, что даёт утомлённому путнику, бредущему вдоль Краснооктябрьской, отраду и отдых в жаркий день.

Фишка в том, что его границы очерчивает не какой-нибудь унылый забор, а 12 лип, высаженных в начале прошлого века по окружности. По типу «Солнечных часов». Сейчас столетние великаны роскошны и величавы. Жаль, не могут пересказать всех тех событий, безмолвными свидетелями которых им довелось стать… Только задумчиво покачивают ветками.

В этом скверике, внутри этой зелёной и душистой окружности (в особенности душистой, когда липы цветут), расставлены скамейки и как-то по-семейному уютно.

Единственный переживший войну

Идём дальше. В сторону реки.

На пересечении с Новым валом обосновался детский сад №107, а напротив него, через дорогу, – один из корпусов КГТУ, в прошлом школа повышения квалификации, построенная в начале 20 века. Здание обращено к Краснооктябрьской северным фасадом.

Университет перевели к нам из Москвы в 1959 году – тогда он назывался технический институт рыбной промышленности и хозяйства.

До войны улица была застроена, впрочем, как и все улицы в Кёнигсберге, малоэтажными домами. Почти все они во время
войны пострадали, их руины снесли в советские годы. Уцелел единственный дом № 6-12, который своим полукруглым фасадом выходит к набережной Преголи.

Кстати, улица должна радовать тех, кто любит брусчатую мостовую, - здесь она сохранилась на всём протяжении дороги.

Разработано в АЛЬФА Системс