Зачем документы в архиве заливают водой, за что могут изгнать оттуда и какие миллионы хранятся на Комсомольской, 32, в преддверии профессионального праздника рассказывает директор Государственного архива Калининградской области (ГАКО) Алла Фёдорова
Юлия ЯГНЕШКО
Оказывается, интерес к нашей области велик. Об этом можно судить даже по географии обращений в наш областной архив.
Школьница из Новосибирска интересуется историей разрушения Королевского замка. Преподаватель Будапештского университета — статистикой заселения области. А под Новый год и вовсе приехал учёный из Австралии, чтобы раздобыть сведения о местном китобойном промысле. И хотя в архиве работает всего 36 специалистов, все респонденты получили ответы.
«Найти документ, если он у нас есть и описан, — считанные минуты», - гарантирует Алла Николаевна Фёдорова, директор архива. Ориентироваться в бумажном океане помогают каталоги, картотеки и целая система особой навигации. И всё же найти нужный лист, когда в архиве более 600 тысяч дел (это в совокупности сто миллионов листов!) — искусство.
С благословения Петра
Российская архивная служба своим рождением обязана Петру I, который 10 марта 1720 года распорядился хранить документы отдельно, а не так, как было на Руси — в общей казне с золотом, посольскими дарами, картинами и другими ценностями.
Что же касается нашего областного архива, то он был создан 11 июля 1949 года и поначалу размещался всего на 115 кв. метрах - в цокольном этаже здания КГТУ на площади, где тогда находилось областное Управление МВД, в чьём подчинении он и был.
Пером Альбрехта
«Наш архив молодой, но у нас есть документ, датированный 1557 годом, - с гордостью говорит Алла Николаевна. - Это рескрипт герцога Альбрехта о предоставлении привилегий кёнигсбергскому университету «Альбертина».
По довоенной истории края документов немного — всего 1196 дел. Но зато они интересные — с гербовыми печатями, с водяными знаками, на немецком, польском, французском и латинском языках.
Некоторые документы принесли первые переселенцы, которые находили их в развалках и сдавали в милицию. Так собрали, например, газеты «Neue Zeitung» и «Allgemeine Zeitung» (её советская власть издавала для немецкого населения в 1940-х годах).
Хранят прошлое
С начала 1990-х годов архивисты дружат с коллегами из Польши и Германии, например, с Секретным архивом Прусского культурного наследия в Берлине, поэтому у нас формируется фонд копий документов по истории немецкого периода.
«В 2011 году Берлинская библиотека передала нам порядка 320 листов карт Кёнигсберга, - говорит Алла Фёдорова. - Самая старая относится к началу 17 века. Там не только информация, там произведение искусства!»
И работают для будущего
Первым поступившим на хранение документом новейшей истории стала записка, которую на второй день после штурма Кёнигсберга генерал-лейтенант Озеров отправил начальнику Замландской группы войск.
Источниками комплектования госархива сегодня являются около 200 организаций — правительство, областная Дума, прокуратура, крупные предприятия, учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.д.
И пусть пока к этим материалам интерес небольшой, но через годы они тоже будут востребованы новыми поколениями исследователей.
«Хотя документы работают и сейчас, - замечает директор архива. - Приходят запросы, например, из отдела учёта и найма жилья. Когда-то в 1960-е годы люди стояли на очереди, потом потерялись и сейчас просят подтвердить. Родственники советских переселенцев просят подтвердить право на владение землёй или домом. Подтверждаем стаж работы, зарплату, место рождения. Ведь всё, что попадает к нам, хранится вечно».
Фонды знаменитостей
Свой нынешний дом на Комсомольской, 32 — специальное здание с помещениями под хранилища, фотолабораторию и читальный зал - архив получил в 1976 году.
Но его ресурс кончился уже к середине 1990-х: из-за нехватки площадей комплектование приостановили. Возобновили в 2011-м, когда пристроили новое крыло. Теперь принимают около 6 тысяч дел в год.
Иногда документы попадают в архив прямо «с улицы». На днях женщина принесла награды, фотографии и письма своего отца, участника Великой Отечественной войны, который воевал под Сталинградом и дошёл до Берлина.
Кстати, имеется немало личных фондов. Например, нашего земляка, писателя Юрия Иванова, в том числе рукописи.
«Обработкой личных фондов занимается Елена Николаевна Мамышева, - говорит Алла Николаевна. - Сейчас начинаем принимать фонд нашего знаменитого краеведа Авенира Овсянова. Например, материалы геолого-археологической экспедиции, в которой он участвовал в 1960-х. Надеемся, что и рукопись его незаконченной автобиографической книги будет храниться у нас.
Как только закончим, документы будут доступны».
История трагедий
Людмилу Ивановну Павлюченко, главного реставратора архива, ведущего специалиста лаборатории обеспечения сохранности, застаём у листо-доливочной машины.
Здесь утраченные части документов заполняются бумажной массой. Для чего их погружают под пресс в воду. Конечно, информация на «дырке» не появится, но сам лист не будет больше разрушаться. А ещё так можно собрать документ из кусочков, фрагментов.
За выставки отвечает Варвара Ивановна Егорова, начальник отдела научной информации и публикации документов. В архиве уже прошли экспозиции «Карты Кёнигсберга», «История трагедии в Пальмникене», «Дорогами войн с Наполеоном».
Из Германии привозили выставку по истории Лабиау (Полесска), а сами отправляли в российское посольство в Киеве другую - «Солдаты, для которых Победы не было», о судьбе советских военнопленных.
Сегодня демонстрируются подлинные документы и карты периода Первой мировой войны. В витринах выставлены оружие, русские и немецкие награды, деньги, книги.
Вот фотография лихих казаков с фуражками набок, а рядом лист из журнала «Огонёк» за 1915 год с популярной рубрикой военного юмора в карикатурах.
К апрелю же совместно с Союзом армян России готовят выставку, посвящённую печальной дате — 100-летию начала геноцида армянского народа.
Вход на выставки свободный и бесплатный. Но о групповом посещении нужно предупредить (тел. 21-04-53).
Святая святых
В 1940-50-х годах, когда областной архив подчинялся МВД, всё было засекречено. Теперь он открыт для посетителей, можно заглянуть даже в хранилище.
Хранилище — это большое светлое помещение с десятками раздвижных стеллажей. Такая система и место экономит и в случае пожара может защитить.
Хранители должны быть закалёнными: в хранилищах с бумагами - 17-19 градусов, а с плёнками — 15. Поддерживается особая влажность. А от главных врагов документов — света и пыли - спасают прочные картонные коробки.
На «передовой» обеспечения сохранности заведующая читальным залом Светлана Евгеньевна Чекина.
«Очень давно был один неприятный случай, - вспоминает директор архива. - Человек взял и ручкой исправил в документе опечатки, ошибки и неверные на его взгляд цифры! Пришлось писать жалобу его руководителю, чтобы научил работать с архивом и больше таких не присылал».
Архив, не выходя из дому
Уже много лет архив создаёт страховой фонд - микрофильмы. Когда всё будет готово, их передадут в самый главный страховой архив, который находится под Тюменью.
Ещё одной страховкой и одновременно удобством для читателей станет электронный архив. В этом году специалисты закончат переводить в «цифру» научно-справочный аппарат — описи. Их разместят на сайте и любой желающий сможет узнать, какие документы хранятся в облархиве.
На сайте gako.name уже выставлены электронные версии всех справочных изданий, в том числе и «Путеводитель по фондам ГАКО».
Начинается и оцифровка самих дел. Вскоре заявку можно будет сделать через портал государственных услуг.
Кстати, сайт архива, который разработал отдел автоматизированных архивных технологий под руководством Александра Шевченко, вошёл в пятёрку лучших в России.
Поздравляем! И с праздником!