О благих делах семьи Фаренхайт, о честных монахинях, о врачебных династиях Калининграда и о том, где находилась улица Лапидуса, читайте во второй части экскурсии по улице Клинической
Идея — Алиса КОСТЕНКО, Обработка Юлии ЯГНЕШКО
Первое упоминание о врачах в Кёнигсберге относится к XV веку. Так до нас дошло, что некий медик, Якоб Хольц, появился в городе в 1458 году. Три века спустя после этого события в районе Дальнего Россгартена (сейчас там областная клиническая больница) начинают множиться богоугодные заведения, где бедным и больным оказывали медицинскую и социальную помощь.
Приют и больница
Началось всё с приюта для бедных. Его основал коммерческий советник Фридрих Райнхольд Фаренхайт, известный своей благотворительностью. Сегодня от этого приюта уцелела только часть кирпичной ограды с калиткой, что примыкает к зданию областного роддома.
В 1764 году Фаренхайт пожертвовал 50 тысяч гульденов на строительство больницы. Ещё два раза добавлял денег на эти цели его сын Иоганн. И в итоге по нечётной стороне улицы появился корпус на 24 койки, где работали три хирургических советника.
На основе этого корпуса к XIX веку образовалась городская больница для бедных. Она включала в себя ряд домов, облицованных жёлтым клинкерным кирпичом разных оттенков, расположенных от областного роддома до территории ликёро-водочного завода.
Дом милосердия
Прямо напротив городской больницы для бедных, на другой стороне улицы, располагался сначала гарнизонный лазарет, а позже больница Милосердия. Ныне это областная клиническая больница.
Её учредили в 1848 году по ходатайству генерал-лейтенанта фон Плеве. От первых строений сейчас осталось только несколько невысоких старых красно-кирпичных зданий в глубине территории.
Самое примечательное из ныне существующих - постройка 1929 года в стиле баухаус (центральный вход, где стоит бюст И. Павлову). Отличительными чертами этого направления модерна являются простота и функциональность, основными материалами — железобетон, металл и стекло, а формами - квадрат, треугольник, круг.
Ангелы во плоти
И в больнице для бедных и в больнице Милосердия за недужными ухаживали монахини Ордена Деконис. (Он был создан по инициативе дочерей графа Дона, именем которого названа башня, где находится сейчас Музей янтаря.)
Все сёстры были благородных, аристократических, кровей, закончили специальный факультет Альбертины и жили при больнице. Первые советские врачи, работавшие в Кёнигсберге сразу после войны, вспоминали, как исключительно честны и милосердны к пациентам были эти «невесты Христовы», причём, независимо от национальности больного, его веры и политических убеждений.

Не оставили они своих подопечных и во время бомбёжек при штурме города в 1945 году. Вместе с ними погибали от осколков, а потом от болезней и голода. А пережившие это страшное время продолжили выхаживать больных, уже советских, вплоть до депортации в 1948 году.
Врачи-старожилы вспоминали, как отпаивали сёстры пациентов рыбьим жиром, хранившимся как н/з в подвале больницы, а сами умирали от недоедания. Хоронили их в так называемом «летнем саду» больницы, как впрочем, и умерших от ран советских солдат (на этом кладбище года три назад выстроили дом, выходящий фасадом на «Викторию»).
А в октябре 1992 года во внутреннем дворике больницы установили монахиням памятник, в знак благодарности их труду и, по большому счёту, человеческому подвигу.
Сегодня в больнице есть часовня во имя Святых преподобномучениц Великой княгини Елиcаветы и инокини Варвары. Как и в прежние времена люди здесь получают поддержку от сестёр милосердия, правда уже православных. А молятся они о больных, потому что верят: врач лечит, а Бог исцеляет.
Кстати, в коридоре больницы размещена галерея фотографий, на которых можно увидеть как она была устроена в немецкие времена: здесь и кухня с огромными котлами, и комната монахини с большим распятием на стене, и палаты — первого и третьего классов. В первоклассной - отдельная столовая, кровати для пациента и сиделки, персональный умывальник.
Дань таланту
Областную больницу восстановили в 1946 году.
Неподалёку от главного входа установили позолоченный бюст Ивану Павлову, врачу, физиологу, первому Нобелевскому лауреату родом из России. В Кёнигсберге он не бывал, а бюст — просто признание его огромного вклада в медицину.
Стаж — 400 лет
Как благодарность за самоотверженный труд, на стенах больницы помещено несколько мемориальных досок нашим врачам. Например, доктору медицинских наук, профессору, Заслуженному врачу России, Почётному гражданину Калининграда, главному хирургу облбольницы Льву Моисеевичу Шору.
Он участвовал в Советско-финской вой-
не и Великой Отечественной, штурмовал Кёнигсберг. А в областной клинике работал с момента её открытия после войны и до 2003 года.
Кроме того, Лев Моисеевич стал основателем врачебной династии. Сейчас она насчитывает уже три поколения. Общий стаж Шоров в медицине – около 400 лет! За огромный вклад в развитие хирургической службы в нашем регионе основатель медицинского рода был награждён символическим «Золотым скальпелем».
5 февраля у памятной доски Шора всегда появляются живые цветы. В этом году родные, коллеги, ученики и благодарные пациенты отметили уже 100-летие со дня его рождения.
Врач от Бога
Другая доска посвящена кардиохирургу Моисею Дрибинскому. Будучи заместителем главврача областной больницы он создал школу кардиохирургии, искусственного кровообращения и рентгеновских методов исследования и лечения сердца и сосудов.
Роды они и есть роды
На здании облроддома расположена табличка основоположнику акушерско-гинекологической помощи в регионе, Почётному гражданину города Виктору Львовичу Лапидусу.
В войну он был начальником госпиталя для легко раненых в составе 11 Гвардейской армии, подполковником медслужбы.
В мае 1945 года получил приказ развернуть на базе госпиталя гинекологию, акушерство, женскую терапию и детское отделение.
Главным критерием, по которому выбирали здание для будущего роддома № 1, была... целая крыша. Окна закрыли отмытыми рентгеновскими плёнками, разместили сотню коек и в сентябре 1946 года главврач роддома №1 Лапидус стал принимать роды — и у немецких женщин и у советских.
Но точное название учреждения мало кто знал. Называли просто «хозяйство Лапидуса», а Клиническую - улицей Лапидуса.
Уважаемые читатели! Приглашаем вас стать соавторами рубрики.