Андрей Кропоткин: службы бояться не надо

8 минут
С чего начинается армия? Этот вопрос задают 23 февраля многим защитникам Отечества. Сегодня отвечает на него и на другие наши вопросы председатель горсовета Калининграда Андрей Кропоткин

Галина ЛОГАЧЁВА

Андрей Михайлович, у каждого мужчины своя история, как он попал служить в тот или иной род войск, на ту или иную территорию. А у вас армия с чего началась?
Андрей Кропоткин: - С семьи, наверное. Мой отец был музыкантом, играл на саксофоне и трубе в ресторане «Орбита» (он бывший «суворовец», 4 года подряд принимал участие в парадах на Красной площади), а в нерабочее время чинил телевизоры. После окончания школы я и пошёл как бы по его стопам - в ученики телемастера в мастерскую «Экран», что на улице Черняховского. 
Поэтому в 1987 году, когда пришёл мой срок служить, меня и определили в учебную войсковую часть, дислоцировавшуюся в Воронеже, на радиотехническое отделение, где я провёл 4 месяца. Два раза я там писал заявление, просился в Афганистан, но, к сожалению, не брали — не было квоты. А когда настало время распределения, меня единственного направили в Мары. (У призывников тогда ходила поговорка: Уссурийск, Чита, Мары — три солдатские дыры - туда никто не хотел ехать.) Вот так я и оказался в Туркестанском военном округе. 
kropotkin.jpg
До Мары и добраться-то не так просто... 
А.К.: - Ехали туда несколько суток: из Воронежа в Ростов, потом в Баку, потом паромом через Каспийское море добирались до Красноводска, затем поездом до Ашхабада и ещё по Каракумам брели до Мары. 
Там меня сразу назначили начальником станции и дали в подчинение трёх «дембелей». Естественно, слушать меня они не хотели и поэтому я разворачивал свою радиорелейную станцию зачастую один, укладываясь при этом во время... При температуре 40 градусов.  Кстати, офицеры любили занять рядовой состав, чтобы не расслаблялись, например, тем же разворачиванием станции. Или кроссом в химзащите и с автоматами. После такой пробежки снимаешь противогаз и выливаешь из него пот, как воду. (Этот кросс ещё в дополнение к утреннему бегу в 6 километров.) 
Но какое-то хорошее время в вашей службе было? 
А.К.: - Периоды учений. Мы выезжали в пустыню, я разворачивал станцию, и на 3-5 суток были предоставлены сами себе. 
Очень хорошо к нам относилось местное население, туркмены. Мы могли зайти в любой дом и нам всегда давали плов, лепёшку, яйца, помидоры... А когда в Байрам-Али два раза приезжали, к нам просто выстраивались местные жители, чтобы передать еду. Жалели солдатиков.
Акклиматизировались в пустыне быстро?
А.К.: - За недели 2-3, наверное. Хуже всех чувствовали себя парни-сибиряки. Утром на плацу стоят — и только в обмороки падают. Солнечный удар и я один раз получил. Душевые были на улице, я панаму снял и пока шёл меня и «тряхануло». Пять дней пролежал с температурой. Есть не хочется, тошнит. 
Но самое тяжёлое в пустыне в плане климата — это разница температур дня и ночи, особенно весной. Днём 40 градусов, а ночью 16. Организм не успевает приспосабливаться. Поэтому ночами человек мёрзнет, его трясёт.
Чем удивили вас Каракумы? Там же ползают животные такие... Достаточно экстравагантные, скажем так.
А.К.: - Однажды в апреле или мае видел, как по барханам шла миллионная армия черепах. Не знаю, что за миграция у них была, но зрелище потрясающее. 
Развлекались мы иногда тем, что на ночь ставили фонарик на песке. К утру на его свет сползалась вся живность в округе.  Были и скорпионы, и вараны. Однажды я поймал варана длиной 105 сантиметров. Жил он у меня недели две, кормил я его жуками, пауками и скорпионами. 
А большого варана, величиной с крокодила, удалось увидеть, когда мы ехали на Кушку через пустыню. У нас ЗИЛы тогда постоянно перегревались и мы останавливались, чтобы подливать в них воду. Раз вышли и заметили на бархане этакое чудище, наблюдающее за нами. Метра три в длину. Важный такой сидел, вальяжный, огромный, невозмутимый… 
Пустыня на то и пустыня. Там опасности на каждом шагу. Экстремальные случаи же были?
А.К.: - Да, и достаточно неприятные. Один раз во время учений мы копали окопы в песке, и возле одной из верблюжьих колючек наш солдатик наткнулся на нору гюрзы. Нечаянно зарубил лопатой одного или двух змеёнышей. Выскочила самка, около метра. Гюрзы вообще небольшие, но прыгают, когда нападают. Так вот та змея становилась на хвост и прыгала до 2,5 метров, стремясь ужалить бойца. Пришлось её убить, иначе уложила бы она парня. 
Ещё был случай. Протаскивал я под дорогой по трубе кабель. На полпути передо мной вдруг вскочила кобра, которая, видимо, скрывалась в трубе от жары. Мгновенно надула капюшон, её язык оказался прямо у моих глаз… Я не помню, как выполз назад. Эти 15-20 секунд показались мне вечностью. 
И с тарантулами встречались. Одного такого, с блюдце, волосатого коричневого тарантула сбили песком, когда его на плече моём заметили. Полз к шее. 
В так называемые «чёрные бури» попадали?
А.К.: - Довелось. Тогда были большие учения. Стояла прекраснейшая погода, часа три дня. Я развернул станцию. Вдруг со стороны горизонта стало надвигаться что-то чёрное. Песок зашевелился. Через несколько минут наступила полная темнота, налетела какая-то масса. Я стоял тогда к антенне вплотную, а сам крутил ручки. Это меня и спасло. Что происходило — не знаю. Но когда вихрь умчался, песок начал оседать, свет появляться, я осмотрелся: антенну мою скрутило, как верёвку, восстановлению она не подлежала. А сам я лежал в бархане, в 200 метрах от кунга. Мы тогда не знали, что во время песчаных бурь людям и верблюдам необходимо ложиться на песок и так их пережидать. 
Вы сказали, что были на Кушке. Это же самая южная точка СССР, граничащая с Афганистаном. Что там делали?
А.К.: - Полгода обеспечивал связь между штабами, когда в 1989 году выводили наши войска из Афганистана. Если из Термеза парадно выводили войска, то войска тыла выводились через Кушку, где горы и узкие дороги. Наших при отступлении сильно обстреливали. Бойцы были измотанными, уставшими. Много погибших и раненых. Угнетающая обстановка. Кстати, фильм «9 рота» снимался именно в Кушке. 
Не жалеете, что не связали свою жизнь с армией, флотом?
А.К.: - Не жалею ни о чём: как жизнь сложилась, так сложилась. После армии я сразу поступил в КМУ. Хотел ходить в море, даже отучился три года, но за три месяца до окончания написал заявление об уходе. Передумал. Тогда тяжёлое время началось - флот стали разорять, с 1992 года пошёл развал, а у меня уже дочка родилась, надо было семью кормить. 
Сколько у вас детей?
А.К.: - Четверо. Два сына и две дочери. 
Не хотите, чтобы сыновья связали свою жизнь с армией?
А.К.: - Это им решать. Старший, Антон, заканчивает в этом году школу. Либо будет поступать в университет либо пойдёт в армию. 
Кстати, в некоторых странах женщины тоже служат в армии, причём, наравне с мужчинами, не получая никаких скидок и поблажек. И так же бегают с автоматами и нисколько мужчинам не уступают. Ваше мнение: армия вообще женское дело? 
А.К.: - Сейчас жизнь так изменилась... Есть и женщины боксёры и кикбоксёры... Если человек хочет, то почему бы и нет? Иные женщины более выносливые, чем мужчины. Всё от человека зависит. Ведь и мужчины бывают разные. И трусливые и мужественные, и способные и нет. 
Но в моём сознании, как человека ответственного, как защитника, женщина должна быть в первую очередь матерью, хозяйкой и обеспечивать мужчине тыл. 
Что армия дала вам в жизни? Чему научила?
А.К.: - Армия помогла мне стать мужчиной.  
Армия — это трудности и их преодоление. Поэтому когда у меня появляются трудности в жизни, то тот опыт, который у меня был в армии, мне помогает. Я знаю, что нужно проявлять выдержку, концентрироваться, тогда всё преодолеешь. Армия ещё привила коммуникабельность, коллективизм. Я пунктуален — и это тоже осталось от службы в армии. Там всё по часам, по минутам. 
Был в армии какой-либо человек, который на вас оказал сильное влияние?
А.К.: - Кого-то конкретного нет, но все, наверное, понемногу. Вот в «учебке» не сложились у меня отношения с командиром взвода, я через день ходил в наряды. Но даже и этот негатив что-то положительное тоже дал. Возможно, опыт выживания. И дедовщина тогда была, особенно в Марах, а бежать-то некуда — кругом пустыня.
Что бы вы пожелали нашим призывникам с высоты прожитых лет, полученного в армии опыта?
А.К.: - Честно отслужить и вернуться домой здоровыми. Чтобы те навыки, которые они получат во время службы, пригодились в будущей жизни. Не надо армии бояться. У человека, который отслужил, больше шансов добиться успеха, потому что армия прививает самодисциплину, стойкость, целеустремлённость, пунктуальность.  
Ваши любимые фильмы об армии?
А.К.: - «В бой идут одни старики» и «Офицеры» с Василием Лановым в главной роли. Их я готов смотреть сколько угодно. А в современных лентах, на мой взгляд, какого-то стержня не хватает, душевности. 
Ваши пожелания ветеранам воинской службы, а также тем, кто служит сегодня?
А.К.: - Здоровья, здоровья и здоровья. Им и их семьям. А ещё не унывать. И ощущать себя защитниками нашей большой России.
Разработано в АЛЬФА Системс