Практически на границе с Польшей, в Багратионовском районе, есть у нас такой удивительный посёлочек, где практически все домохозяйства выглядят добротными и ухоженными. Называется он Богатово.
Наименование вполне ему соответствует
Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
«Розочки» в переводе назывался наш посёлок до войны, - говорит женщина по имени Людмила, которая прибиралась у себя в палисаднике и вышла за ворота, завидев нас. - По-немецки Розиттен. У нас здесь есть интересные люди, которые любят и знают историю наших мест.
Розиттен — это же райский уголок. Всё здесь было: и школа и гимназия, даже железнодорожную станцию до войны построили. Поезда ходили из Прейсиш-Эйлау (Багратионовска) — до Штаблака (Долгоруково) и Цинтена (Корнево) — и назад».
Как оказалось, сама наша собеседница поселилась в Богатово лет пятнадцать назад и поэтому успела пообщаться ещё с теми немцами, которые родились тут до войны, а с открытием «железного занавеса» потянулись в родные пенаты.
Немцев грабили свои же
«Пожилой немец приезжал лет десять назад, - вспоминает Людмила. - Показывал альбом со старыми семейными фотографиями. - Его дед служил начальником железнодорожной станции в Розиттене — уважаемый, зажиточный человек. Когда Красная армия наступала, он усадил семейство в два своих автомобиля, на конные повозки уложил вещи и вместе с другими беженцами подался в направлении Хайлигенбайля (Мамоново). Его внуку, который и приезжал после войны в Богатово, тогда исполнилось два года.
Он нам говорил, что возле Хайлигенбайля колонну с беженцами остановили эсэсовцы. Отобрали у деда всё имущество и укатили с награбленными вещами на присвоенных машинах».
Действительно, в конце января - начале февраля 1945 года через Розиттен в направлении Хайлигенбайля полилась людская река. Беженцы рассчитывали перебраться по льду залива Фришес Хафф (Калининградского) в Польшу, а оттуда — в Германию или в нейтральные Скандинавские страны.
Колонны, достигнув залива, стояли сутками на морозе в 25 градусов. По воспоминаниям выживших беженцев, на лёд их не пускали полицейские. Они принуждали людей выбрасывать из телег продукты и имущество. Наконец, разрешили двинуться. Дети замерзали на заливе и матери оставляли их, мёртвых, чтобы дать возможность переправиться и выжить другим своим детям. Слабые здоровьем люди и старики лежали, умирая, на льду. Мимо них брели подавленные истощённые беженцы… Достигнуть спокойных мест удалось далеко не каждому…
Деньги на венки
12 февраля 1945 года Розиттен заняли красноармейцы. Это были части 2-й гвардейской армии генерала Порфирия Чанчибадзе. При взятии деревеньки погибли 740 наших бойцов. Памятник им установили в конце войны.
А в 2014 году навершие обелиска заменили новым (работы скульптора Андрея Шевцова).
«Года три назад к мемориалу приезжали две женщины, - говорит нам повстречавшаяся на дороге местная жительница. - Там в братской могиле лежит их родственник, солдат Афоничкин. Эти женщины с тех пор высылают нам деньги на венки».
Писали доносы
Если вернуться к истории Розиттена, то первые упоминания о деревушке восходят к XIV веку. Поселение много раз разрушали и выжигали поляки, но оно вновь возрождалось.
Его восстановлению поспособствовал в своё время герцог Альбрехт, переселив сюда крестьян. Каждому двору давали два быка, корову и по 6 шеффелей ржи, ячменя и овса (шеффель — хлебная мера, в Пруссии равнялась 55 литрам, - прим. авт.). Крестьян герцог на 10 лет освободил от уплаты пошлин (однако за этот срок они обязаны были возместить стоимость скота и зерна, а затем выплачивать оброк и отрабатывать барщину).
Крестьяне эпизодически жаловались на притеснения со стороны хозяев и даже на то, что их бьют и даже бросают за неуплаты податей в тюрьму. А более зажиточные писали властям кляузы друг на друга. Например, трактирщик Georg Kьhne в 1689 году сетовал на деревенского старосту Jacob-а Negelke. По версии трактирщика, староста незаконно продавал пиво на розлив, из-за чего Georg Kьhne терпел большие убытки.
В середине XVII века Розиттен стал государственной, а позже «королевской» деревней, состоящей из 37 дворов.
Поселение сыграло свою историческую роль в 1807 году, когда в земли Пруссии вторглась армия Наполеона. В начале февраля здесь расквартировывались прусские войска под командованием генерала фон Лестока. В ночь с 7 на 8 февраля они выдвинулись на битву под Прейсиш-Эйлау. Как известно, русские и пруссы после этой битвы отступили, чем и воспользовались французы. Они выгребли из деревушки всё съестное, а само поселение подожгли.
Своего процветания Розиттен достиг перед Второй мировой войной. Здесь работали ссудо-сберегательная касса, молочная ферма, мельница, три гостиницы (в их залах отмечались различные праздники), почтовое отделение и узел связи, отдел жандармерии, баптистская часовня, множество магазинов и различных ремесленных предприятий. Практиковал врач по имени Фриц Кон, жила акушерка.
Также имелась начальная школа, а в 1929 году открыли и гимназию. История донесла до нас имена последних немецких преподавателей. Это Плейн, Герман Клейн и Софи Крилл.
Оба здания образовательных учреждений сохранились. И оба в печальном состоянии. И если в бывшей начальной школе до сих пор кто-то живёт, то здание гимназии, переданное пограничникам, - заброшено и пустует.