Улица Павлика Морозова или Barbara-strasse

5 минут

Стихотворение какого поэта знала вся страна, почему он его переписал, как нужно стоять за веру и кем был пионер Морозов — героем или предателем, читайте в новой экскурсии «Гражданина»

Юлия ЯГНЕШКО

Улица Павлика Морозова располагается в Московском районе, соединяет Киевскую и Летнюю.

Имени святой

36-10.jpg

Прежде этот район назывался Понарт, а сама улица — Барбара-штрассе. Вероятнее всего, в честь святой Варвары.

Варвара жила в Илиополе (на территории нынешней Турции) во времена царствования императора Максимиана. И погибла в 306 году от руки отца-язычника.

… Она была так красива, что отец спрятал её от соблазнов в башне. Там на девушку сошла благодать Божия. Приняв крещение, она решила посвятить себя Богу, замуж не выходить.

Отец впал в ярость и хотел её убить. Варвара бежала. Скалы расступились, укрыв её, но отец всё же догнал непокорную и отдал на расправу правителю.

Заставляя девушку отступиться от Христа, её водили по городу голой, били, жгли огнём…Но она не отреклась. И отец убил её, свою единственную дочь.

И тут же в него ударила молния…

А из камня, где ступала нога святой, пробился исцеляющий родник.

Мощи великомученицы покоятся в Киевском Владимирском соборе. Их привезла в 12 веке византийская княжна Варвара, невеста князя Михаила Изяславича.

Папа дяди Стёпы

36-04.jpg

До войны улицу окружали сады, рядом располагались воинские части: за домом №115 - казармы, а за домами чётной стороны — арсенал и склады.

(Наверно поэтому в советское время улицу назвали Складской. После — Большой Кольцевой, а уж потом дали имя пионера.)

В начале улицы находится Центральная детская библиотека имени Сергея Михалкова. Её открыли в июне 1977 года. Вспоминает Евгения Афанасьевна Самоцветова, которая тогда возглавляла учреждение:

«Завод «Янтарь» построил высотный жилой дом, а первый этаж отдали нам. Помогли с оформлением: сделали деревянную скульптуру летописца Нестора, имитацию витражей с подсветкой, стены расписали героями сказок Островского и Горького, портретами юных космонавтов, натуралистов, пионеров. На открытии директор «Янтаря» Владимир Гуськов сказал: «Читайте!» и вручил детям символический ключ, а мне вложил в руки настоящий».

Библиотека носит имя поэта, драматурга и баснописца Михалкова (1913 — 2009), на стихах которого воспитывались поколения, а общий тираж его книг - порядка 500 миллионов экземпляров!

Поэму о милиционере дяде Стёпе он написал в 22 года. К 30 годам - слова гимна СССР. А в 2000 году - текст гимна России.

И милую кинокомедию «Три плюс два» тоже сняли по его пьесе «Дикари».

В библиотеке хранится его автограф.

«Дяденьки судьи!..»

Кем был Павлик Морозов (1918 — 1932), имя которого носит улица, сейчас ответить сложно.

До перестройки знали: это пионер-герой, погибший за советскую власть, для торжества которой пошёл даже против своего отца.

36-02.jpg

Но СССР развалился, и мальчика объявили доносчиком…

Что известно точно?

Отец Павлика, Трофим Морозов, в Гражданскую бил колчаковцев, а после стал председателем сельсовета в селе Герасимовка Тобольской губернии. Но пил, бил жену, и, наконец, ушёл к любовнице.

А ещё за взятки выдавал фальшивые справки ссыльным. (Говорят, некоторые из них написаны детской рукой. Может быть, писал и Павлик.)

За это Морозова-старшего и осудили на 10 лет, отправив строить Беломорканал, после показаний 13-летнего Павлика.

А вскоре Павлика и его младшего брата убили на болоте, когда они собирали клюкву. Осудили за это родственников Трофима, на которых указала мать мальчиков.

Остальное историки подвергают сомнению. Например, то, что был суд, что показания несовершеннолетнего приняли, что деревенский мальчишка из забытой Богом деревни говорил так пламенно, что речь его даже в газете опубликовали.

(«Дяденьки судьи, мой отец творил явную контрреволюцию. Я как пионер обязан об этом сказать. Прошу привлечь к ответственности моего отца, ибо в дальнейшем не дать повадку другим скрывать кулака и явно нарушать линию партии!»)

Мог ли Павлик так яро бороться за социализм? И погиб ли за это или от рук разбойников?

Новая версия такова: желая вернуть мужа, мать хотела его напугать и подучила сынишку, но что-то пошло не так...

Мужики онемели

36-06.jpg

Улицу украшают клёны и липовые аллеи. Здесь сохранилась довоенная брусчатка, много домов немецкой постройки. Каждый из них имеет хоть маленькую, но особенную отметину: карниз, пилястры, крышу необычной формы, хоть и просто, но декорированный вход.

В доме №28-30 расположилась медицина: детская поликлиника №6, городская станция скорой помощи и бюро судмедэкспертизы.

У дома №№76-78 стоит старый пожарный гидрант. А по обеим сторонам дома №№118-122 уцелели арки, которые ведут во внутренний двор. Очень колоритные!

В доме №90 квартирует отделение роддома №3. Открылось медучреждение в 1947 году. То время воспоминает Зоя Степановна Вахтер, работавшая тогда акушеркой:

«Мы готовились к открытию. Мужики во дворе докрашивали Рахмановские кресла (кресла-кровати для родов, - авт.) И тут солдатик подводит к ним женщину: «Рожает!» Они застыли. Я вижу, что до родзала не дойдём. Расстелила стерильную простыню на топчане под деревом. Мужики и солдат онемели, а я приняла роды. Девочку она родила».

36-08.jpg

А во время выселения немцев на улице работал приёмный пункт, где перед отправкой людей осматривали врачи, чтобы избежать вспышек заболеваний в пути.

Первый состав отправили 22 октября 1947 года. Сначала вывозили нетрудоспособных, детей и сирот. Власти разрешали брать на семью 300 кг вещей. Но на самом деле унести столько люди не могли. Только документы, какие-то ценности, чемодан или узел.

Ещё известно, что в бараках на Большой Кольцевой жили военнопленные, восстанавливавшие гастроном напротив Балтийского рынка. А первыми советскими жителями улицы стали железнодорожники.
Разработано в АЛЬФА Системс