Улица Знойная или Böttchershöfchen

5 минут

Как от производства бочек докатились до революции, где живут с видом на авиалайнер, могут научить оседлать и ветер и волну, а дома обозначены тайными символами, читайте в сегодняшней экскурсии «Гражданина»

Юлия ЯГНЕШКО

32_14.jpg

На улочке Знойной, по которой мы приглашаем прогуляться, всего четыре дома, практически нет офисов, а в закоулках прячутся старенькие гаражи.

И до войны Знойная была тихой, спокойной. В Кёнигсберге она называлась Бётхерсхёфхен.

Судя по адресной книге 1941 года, жили здесь люди среднего достатка. Например, на чётной стороне, которая сохранила свою нумерацию, селились работники почты и телеграфа, ревизоры и конторские сотрудники, а также много вдов.

Дом №2-4 украшают симметричные боковые эркеры на уровне 2-го и 3-го этажей. А на обрамлении входов в подъезды нанесены символы. Установить, что они означают, нам не удалось.

На противоположной стороне улицы дома занимали кёнигсбергские полицейские, криминалисты и т.д.

Началось всё с бочки

В переводе с немецкого слово «bцttcher» означает «бондарь». Возможно в этих местах когда-то жили и работали мастера по изготовлению и ремонту тары, например, для вина или квашеной капусты. Передавая своё искусство по наследству сыновьям, эти труженики дали и название всему поселению - Бётхерсхёфхен, что мы вольно перевели как «усадьба бондарей».

Городской статус «усадьба» приобрела около века назад: на старой карте 1910 года на этом месте ещё обозначен пригород.

Там зарождалась революция

Кстати, прославили его… Маркс и Энгельс! Бётхерсхёфхен упоминается в их трудах!

Дело было во время немецкой революции 1848 года. Основоположники марксизма пребывали тогда в Кёльне и регулярно писали для местной газеты. И однажды поведали миру, что близ Кёнигсберга, в Бётхерсхёфхене, проводятся свободолюбивые собрания либералов. Где тон задают профессора и преподаватели, писатели и журналисты, торговцы, адвокаты и врачи. Которые, как сказал король Пруссии Фридрих Вильгельм IV,
верили, что «в Кёнигсберге формируются мнения всей Германии».

Собираясь в Бётхерсхёфхене, члены «Кёнигсбергского гражданского общества устраивались в ресторанчике «Бётхерский дворик». Упражнялись в прениях или читали стихи.

В каретах и пешком сюда устремлялись кёнигсбержцы, слушали пылкие речи, составляли петиции и пели песни о свободе. Их собрания стали известны на всю Германию.

Полиция не вмешивалась. Но когда количество участников достигло пяти тысяч, а некоторые ораторы, к примеру, геодезист Вильгельм Йордан, упомянутый идеологами социализма, стали читать совсем уж смелые произведения, выступления запретили. (Йордана, к слову, из города выслали. Позднее он стал депутатом германского Национального собрания.)

И побили окна!

Но встречи не прекратились - их стали устраивать в домах зажиточных горожан.

Апогеем политического либерального движения в Восточной Пруссии стал митинг в Пиллау (ныне Балтийск), который прошёл 8 июня 1845 года. Демократы прибыли туда из Кёнигсберга на двух пароходах и трёх грузовых судёнышках и встретились с единомышленниками из Фишхаузена, Браунсберга, Хайлигенбайля и Эльбинга.

Хотели добиться от короля сословной имперской конституции, свободы печати, выборов, а также всеобщего вооружения населения против «предстоящего вторжения русских частей».

В дни самой революции в Кёнигсберге прошли демонстрации, президенту полиции выбили окна, но до баррикад не дошло.

Факт или не факт?

Известно, что в сентябре 1888 года деревня Бётхерсхёфхен вошла в новое сельское сообщество Трагхаймсдорф. И к началу 20 века в нём проживало три десятка человек.

Кстати, размышляя над возможными вариантами происхождения названия поселения, а затем и улицы, мы наткнулись на одного известного кёнигсбержца - Германа Бётхера (родился в Кёнигсберге в 1866 году, а умер в 1935-м в Бранденбурге). Он был известным актёром немецкого немого кинематографа в 1920-х, снялся в 37 фильмах. Когда же в кино пришёл звук, карьера его закончилась.

Кто знает, может он и его предки были уроженцами этого местечка?

Большой секрет

32_12.jpg

Жители верхних этажей домов по Знойной, выглядывая в окна, видят... настоящий американский «Boeing 737-300». А некоторые даже помнят, как однажды июльской ночью 2013 года его привезли и установили во дворе корпуса Института транспорта и технического сервиса БФУ им. Канта (рядом, на ул. Ген. Озерова).

Путь от аэропорта «Храброво» до стоянки занял 5,5 часов. Чтобы провезти самолёт по улицам, с него сняли крылья, киль и хвост. А втащив 22-тонную «тушку» на место, поставили их на место.

Теперь там повышают квалификацию бортпроводники, а экипажи проходят аварийно-спасательную подготовку. И это единственный в России университетский авиацентр, где обучают на реальном воздушном судне. Списанном, конечно, но вполне готовом к полёту.

Кстати, для школьников там проводят экскурсии. Остальные могут совершить их виртуально, на сайте университета: можно заглянуть и в кабину пилота и на воздушную кухню.

По татами и волнам

Несмотря на свои малые размеры, улицу Знойную можно назвать кузницей чемпионов. Дело в том, что тут расположились сразу два спортивных клуба.

Во-первых, здесь занимаются двумя видами борьбы - дзюдо и самбо.

Тренер этого клуба, инспектор отдельного батальона ППС майор полиции Сергей Самойлович, неоднократно занимал призовые места на чемпионатах России и Европы, на Кубке Мира, был лидером на первенстве Европы.

Другой тренер, Евгений Пилипюк, обучает приёмам дзюдо, и в этом году с чемпионата СЗФО привёз золото (в весовой категории 81 кг).

Второй клуб объединяет любителей оригинального спорта - кайтсёрфинга или кайтбординга (от английского “kite” - воздушный змей, “surfing” - катание по волнам. «board” - доска).

Чтобы приручить морской ветер, понадобятся большой купол, кайтборд и гидрокостюм, а также ровная гладкая вода.

Единственное, но самое главное требование к желающему покататься на «змее», – масса тела должна быть больше 35 кг. Иначе при скорости в 60-70 км/час можно и улететь по-настоящему.

32_19.jpg

Разработано в АЛЬФА Системс