У обычного человека опыта общения с людьми с инвалидностью почти нет. Поэтому, сталкиваясь с ними, мы часто не знаем, как себя вести
Юлия ЯГНЕШКО
О неловких ситуациях, которые случаются в Калининграде с незрячим, инвалидом-колясочником или человеком с другой инвалидностью, а также о том, как правильно окружающим общаться с ними, рассказывает Сергей Киселёв, председатель Ассоциации молодых инвалидов «Аппарель», инвалид 1 группы по зрению.
Сергей, чем занимается ваша организация?
Сергей КИСЕЛЁВ: - «Аппарель» существует с 1999 года и помогает молодёжи с инвалидностью. Во-первых, продвигаем инклюзивное образование, чтобы дети с инвалидностью учились в обычных классах. Там они развиваются лучше.
Теперь в школе появляются тьютеры, то есть, педагоги, работающие с конкретным ребёнком индивидуально, помогающие учителям общаться с нашими ребятами, а им - осваивать программу. Сейчас в школах №№11, 28, 38 и 56 учатся ребята с синдромом Дауна и другими серьёзными нарушениями.
Во-вторых, помогаем создавать безбарьерную среду. Однажды Артур, инвалид-колясочник, несколько часов стоял на остановке ДК «Вагонка» и не мог уехать: автобусы низкопольные, но не подходили к тротуару вплотную.
Кстати, такое поведение водителей создаёт проблемы и для маломобильных групп населения, к которым относятся люди, получившие травмы, с сумками-тележками или детскими колясками, беременные женщины, пожилые.
Что вы предпринимаете?
С.К.: - Провели совещания в администрации города и областном управлении транспорта с участием ГИБДД и перевозчиков. Ситуация улучшилась, но гарантий, что колясочник сможет уехать на первом же автобусе, пока нет.
Недавно в рамках проекта «Янтарный и футбольный край — доступный и комфортный всем» с использованием гранта Президента России мы издали пособие. Его цель — адаптировать для людей с ограниченными возможностями не только физическую среду, устроив соответствующие пандусы и санузлы, но и научить остальных с ними общаться. Чтобы не обижать и не доставлять дополнительного дискомфорта - хотим стирать и поведенческие барьеры.
Кого хотите учить?
С.К.: - В первую очередь, конечно, персонал кафе и гостиниц, магазинов, поездов, лечебных учреждений, музеев и т.д. Мы использовали рекомендации Международного паралимпийского комитета и методики, разработанные для Олимпиады в Сочи. С нашим пособием можно самостоятельно провести аудит доступности своего объекта для маломобильных людей.
Как и где проходит обучение?
С.К.: - Семинары бесплатные. Проводим у себя в центре на Дарвина, 15 или идём к желающим. Главное, чтобы можно было показать видео. Я сам слепой. Вместе со мной семинары ведут девушка, отстающая в развитии, и человек с затруднениями речи после энцефалита. Мы погружаем людей в свою атмосферу, показываем, как мы воспринимаем мир. И разбираем разные ситуации. Например, что делать кассиру, если он не понимает покупателя-инвалида. Или как правильно помочь перекатить коляску через порожек.
А как правильно?
С.К.: - Сначала нужно представиться. Спросить: нужна ли помощь и какая именно. Возможно, человек не хочет, чтобы его выделяли. А дальше действовать строго по его инструкции.
Посоветуйте, как общаться, к примеру, с незрячим.
С.К.: - В брошюре есть специальный раздел. Сначала надо узнать, насколько плохо человек видит. Если хотите пожать руку, - предупредите. Если ведёте, не надо стискивать его руку или тащить. Описывайте где он — в центре зала, в двух метрах от двери. Предупреждайте о препятствиях — и о ступеньках и о ветках.
Важно: общаясь с незрячим, говорите с ним, а не с его сопровождающим. Ваш собеседник здесь!
И не трогайте собаку-поводыря: она работает, а вы отвлекаете её от человека, которому она помогает.
Горожане корректны с вами?
С.К.: - Раз на раз не приходится. Очень часто сами предлагают помощь. Но вот недавно парень с тяжёлой формой ДЦП вызвал такси. Вышел на улицу. Но таксист отказался везти его без сопровождающего и уехал.
Человека с инвалидностью обижают невольно словами. Не надо называть его инвалидом или глухим. Лучше так: человек с ограниченными физическими возможностями и неслышащий.
А если незрячему сказать: «Вот придёшь и увидишь»...
С.К.: - Это нормально. Он видит. Только кончиками пальцев.
Главное — говорить с ним. Иначе может получиться неудобная история.
Недавно на площади Победы я зашёл в кафе. Ждал друга. Попросил чашку кофе. Прошло 20 минут. Полчаса. Не подают... Потом оказалось, что чашка давно передо мной и кофе успел даже остыть. Просто официант тихо поставил и не предупредил меня.
Или случай в пекарне. За прилавком молодые девушки и ребята. И такие же в очереди. Незрячий заказал большой пирог на день рождения. Да, говорят, хорошо. Потом какие-то странные вопросы пошли. Голоса разные. Кто с кем разговаривает — непонятно. То ли продавцы между собой, то ли с очередью, то ли уже именно с ним. И ситуация всеобщего непонимания может продолжаться очень долго.
Сколько у нас в городе людей с инвалидностью?
С.К.: - Около 40 тысяч. В области - вдвое больше.
Дайте ещё несколько советов, как не обидеть человека с инвалидностью.
С.К.: - Никогда не трогайте и не катите инвалидную коляску без разрешения, а, разговаривая с колясочником, старайтесь распологать глаза на одном уровне.
Если общаетесь с неслышащим, смотрите на него, не загораживайте своё лицо. Говорите громче, чётко, простыми фразами.
Убедитесь, что вас поняли. Чтобы привлечь внимание, можно слегка дотронуться до руки.
Важно, чтобы о нас помнили. На День города и другие массовые мероприятия для посетителей ставят биотуалеты. Но ни одного - с приспособленной, широкой кабинкой. А ведь приглашают на праздник всех. И мы хотим быть среди вас.
Ассоциация молодых инвалидов «Аппарель» бесплатно проводит интерактивные
Семинары (3-4 часа) проводят тренеры
Участники получают пособие «Доступность
Обращаться по тел. +7-911-450-87-32, e-mail: apparel.ngo@gmail.com, сайт: apparel.ru |