«Киевскую строила я!»

7 минут

Весной 1991 года Ионову вызвал «на ковёр» начальник объединения «Калининградстрой»:

- Мы сдадим дом советов?

- Нет, - с горечью, но уверенно ответила Нелли Давидовна, которая по долгу службы знала состояние каждого объекта, что строится в области. И предсказала несчастливую судьбу здания

Юлия ЯГНЕШКО

«Мой папа, Дворкин Давид Семёнович, руководил трестом вокзальных ресторанов и буфетов в Воронежской области, - рассказывает Нелли Давидовна. - Поэтому мы часто переезжали. И война нас застала в Россоши. Мне было шесть лет. Запомнилось, как мама вела меня по улице, как над нами пролетел немецкий самолёт и как мы заскочили в ближайший дом».

Немцы рвались к Москве и город начали эвакуировать. Таисию Петровну с дочкой отправили в Актюбинскую область. Но когда советские войска остановили фашистов, отец успел забрать их домой перед тем, как его призвали на фронт.

Бежали от фашистов

31-02.jpg

«В моей молодости все любили комический дуэт Штепселя и Тарапуньки, - говорит Нелли Давидовна. - Они придумали такую шутку: «Какая река в Советском Союзе самая широкая?» - «Воронеж». - «Почему это?..» - «Потому что немцы так и не смогли её перейти!»

И наша собеседница показывает архивную справку, где написано: территория правобережной части Воронежа, в том числе Ворошиловского района, была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками на период с 7 июля 1942 года по 25 января 1943 года.

«За несколько дней до этого нас страшно бомбили. Люди говорили, что налетело 500 самолётов. И все ринулись из города. В этой толпе и мы с мамой прошли километров пятьдесят, до деревни Россошка. Там знали моего дедушку. Он когда-то построил им школу. Когда деревенские приезжали на рынок в Воронеж, они останавливались у деда в доме. А теперь приютили нас. Позже следом пришла и бабушка».

Так все вместе они и попали в руки фашистов, потому что Россошку гитлеровцы взяли вперёд города.

«Наши хотели её отбить. Атаковали немцев из-под горки. А те из укреплённых блиндажей косили наших солдатиков из пулемётов...

Сейчас там братская могила».

Сама Неля попала в облаву. Когда она началась, мама потащила девочку в сад. Но их укрытие обнаружили. Гитлеровец отшвырнул малышку в сторону, а Таисию Петровну забрал.

Вернулась она через неделю. Говорила, что их гнали рыть окопы для немцев. Но немецкий врач освободил её из-за больной ноги.

Но тут над семьёй нависла другая беда.

31-05.jpg

Однажды Неля рассказала дома, что когда заходит к подружке, её старший брат всякий раз говорит:

- Вот и жидовочка к нам...

Мама с бабушкой пришли в ужас. Люди уже знали, что нацисты делают с евреями…

«Но тут нас освободили, - продолжает рассказ наша собеседница. - Мы вернулись в Воронеж. Дом наш сгорел. А вскоре пришло извещение, что папа пропал без вести…

Ещё я помню, что 9 мая 1945 года, когда нам объявили о Победе, мама закрыла все окна и легла на кровать. Не хотела слышать что происходит на улице. И весь день пролежала, отвернувшись к стене...»

Садик и школа, дома и холодильник

Получив аттестат об окончании школы, Неля подала документы на химический факультет университета. Но не прошла по конкурсу и поступила в Воронежский инженерно-строительный институт.

А в августе 1958 года молодой инженер-строитель Дворкина прибыла по распределению в Советск.

«Приехали мы с подругой, а нам говорят: «Надо представиться в «Балтстройтресте». Поезжайте в Калининград». В общем, обратно в Советск мы не вернулись. Меня взяли в СМУ-2 на Печатной. Дали общежитие в здании треста на улице Чайковского, 2, на третьем этаже».

И в 23 года она стала мастером, руководителем бригады, которая построила детский сад для детей работников «Стройдормаша» на Судостроительной.

«Металла и дерева не хватало. Приходилось просить помощи у директора завода, Ильина Григория Григорьевича. Благодаря ему садик сдали в срок».

Второй её объект - два жилых дома напротив кинотеатра «Родина» (теперь «Киноленд», - прим. авт.), заказчиком которых стал завод №820 («Янтарь»).

31-03.jpg

А за ними - пять домов возле Балтийского рынка, на стройплощадке которых она уже руководила участком.

«Их мы возводили из кирпича с разборок. Так что могу сказать, что Киевскую построила я! - смеётся Нелли Давидовна. - Кстати, в одном из этих зданий мне дали комнату».

Начальники приехали с проверкой, похвалили Нелю за порядок на объектах и дали новое задание - строить школу на Берёзовой (№39).

Последний объект, где она непосредственно участвовала в строительстве, - это первая очередь холодильников в рыбном порту.

Потом трест преобразовали в объединение «Калининградстрой», и Нелли Давидовна сама ушла в руководство, трудилась теперь в техническом и производственном отделах.

«Калининградстрой» - самая крупная строительная организация края в 1970-1980-х. Объединяла полтора десятка строительно-монтажных управлений: №3 в Светлом, №6 в Советске, №13 — по отделке и т.д.

Нелли Давидовна курировала внедрение техники, рационализацию, согласовывала задания на проектирование, работала с проектными институтами и заказчиками, отслеживала качество работ. Чтобы знать состояние каждого объекта, посещала все стройки области.

«Поэтому и угадала несчастливую судьбу Дома Советов. Там уже установили сантехнику, уложили паркет, поклеили обои. Оставалось приложить немного усилий, но так мы его и не сдали...»

От судьбы не ушла

На вопрос о личной жизни наша собеседница переводит взгляд на фотографию мужа: «Вот моя личная жизнь».

31-01.jpg

Такой же портрет можно увидеть на мемориальной доске на фасаде университетского корпуса на площади Победы. Потому что Алексей Григорьевич Ионов (1932-1998) - известный человек, и не только в нашем городе.

В «Большом энциклопедическом словаре Калининградской области» сказано, что Ионов - учёный, доктор технических наук, профессор, заведовал кафедрой холодильных и компрессорных машин и установок в КТИ. Имеет звания Заслуженного деятеля науки и техники, академика Международной академии холода. Возглавлял коллектив, который создал и внедрил автоматизированные роторные скороморозильные агрегаты для замораживания рыбы, мяса и других продуктов в блоках. За эту работу Ионова удостоили Государственной премии СССР.

Он окончил Астраханский институт, начинал работать рефмехаником на рыболовецких судах.

Потом трудился в обкоме партии, откуда ушёл в КТИ и 14 лет возглавлял механический факультет, преподавал.

«С Лёней, как его называли близкие, мы познакомились на танцах в ДК рыбаков в 1959 году, - вспоминает Нелли Давидовна. - Он назначил мне свидание у кинотеатра «Заря». Я взяла подружку. Для храбрости. Увидела его издалека и он показался мне таким длинным... И мы к нему не подошли».

Но от судьбы не уйдёшь. Через три года они встретились в том же ДК. Алексей опять пригласил её на танец и уже сразу предложил выйти за него замуж. Что она и сделала.

Через год Ионовых было уже трое — родилась дочь Алёна.

«Лёня любил дарить подарки, - вспоминает Нелли Давидовна. - В 1976 году отвёз нас с дочкой в ГДР, куда пригласили его коллеги. Поехали на машине. Невиданное дело по тем временам. Мы побывали в Берлине, Потсдаме, Дрездене, а на обратном пути в Праге и Варшаве».

* * *

Нелли Давидовна Ионова имеет редкое звание, почти непонятное для современников, - ударник коммунистического труда.

А в 1961 году за активное участие в жизни комсомола, за высокие производственные показатели в социалистическом соревновании товарища Дворкину занесли в книгу почёта Балтийского райкома ВЛКСМ.

Поэтому теперь награждена медалями к юбилейным датам города и области, медалью общественного ордена «За милосердие», заслужила звания Почётного строителя Калининградской области, ветерана восстановления Калининграда и ветерана труда.

«Обидно, что медаль есть, а ветеранские не получаю, - огорчена Нелли Давидовна. - Ведь на стройке и заработала инвалидность. А закон предлагает выбирать - или-или. Это неправильно. Нужно нашим руководителям об этом подумать. А калининградским строителям желаю строить качественно и не нарушать ГОСТов. Успехов!»

Разработано в АЛЬФА Системс