Четыре посёлка Гвардейского района

8 минут

Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора

Славинск или Гольдбах

Посёлок Славинск (у немцев Гольдбах) в 10 км от Гвардейска. Его можно определить издалека благодаря высокому холму, на котором всё ещё видны живописные руины старинной кирхи с гнездом аиста наверху.

Две дороги к кирхе

30_05.jpg

На этот древний холм, увенчанный старинной кирхой, ведут две параллельные дороги. Одна, что справа, - грунтовая, другая, что слева, — выложена плитами. Присмотревшись, понимаешь: плиты эти — могильные. На некоторых даже не сумели полностью затереть надписи на немецком языке.

По бокам плит уложены выкрашенные белой краской валуны, добытые, скорее всего, из стен кирхи. Дорожка из плит приводит в итоге к женской колонии, а та, что справа, грунтовая, к развалинам церкви.

Сама кирха высится посреди заросшей поляны в компании необъятных дубов и таких же могучих каштанов, усыпанных розовыми соцветиями-«свечками». Бесхозная, она желанна, пожалуй, только семейству аистов, свивших на ней гнездо, в котором подрастают два аистёнка.

С вершины холма открывается изумительный вид на окрестности. Дышится необычайно легко и чувствуется прилив сил.

Полянку с кирхой отделяет от территории колонии заборчик из сетки-рабицы. В старинном домике, видимо, пасторском, обитают сейчас осуждённые женщины. Он со всех сторон оброс сорняками — ни одного цветка (если, конечно, не считать цветами пушистые невесомые головки одуванчиков).

Три-четыре лагерницы оживлённо болтают на свежем воздухе в беседке, смеясь, ждут, когда поведут их под конвоем на обед в столовую, что в центре посёлка.

Их жизнь на отсидке течёт по распорядку и, думается, что она у них здесь лучше, чем на воле.

Спускаясь со склона, бросаю прощальный взгляд на Гольдбахскую кирху: что я о ней знаю? Что построена она в конце XIV века. Что Вторая мировая война обошла её стороной. Разрушать церковь стали в советские годы, когда приспособили под склад. А разборкой стен занимались уже селяне в нулевые годы, когда добывали камни и кирпич для своих сараев.

А соловьи тревожат...

30_08.jpg

В глубине роскошного Славинского парка, в котором сейчас заливаются трелями соловьи, на возвышенности находится мемориал в память о погибших в январе-мае 1945 года красноармейцах.

Здесь похоронены более 800 советских воинов, в том числе Герой Советского Союза майор Степан Козак (1920-13.04.1945).

30_09.jpg

Служить он начал в 1940 году, прошёл всю войну в составе Волховского, Ленинградского, Сталинградского, Степного, Южного, 3-го Белорусского фронтов.

Пять раз находился на излечении в госпиталях, в том числе два раза после тяжёлых ранений, но возвращался в строй.

Был награждён Орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Александра Невского.

Орден Невского заслужил уже в Восточной Пруссии. Батальон Козака первым прорвал сильную оборону немцев в районе Пилькаллена (ныне посёлок Добровольск в Краснознаменском районе) и затем 13-15 января 1945 года пробился с боями до Деймы, преодолев 120 километров.

Золотую Звезду Героя и Орден Ленина Степан Козак получил за взятие посёлка Рогинен (возле Гольдбаха-Славинска) 8-13 апреля 1945-го. Немцы вели там исключительно мощный артиллерийско-миномётный и пулемётный огонь, пресекая попытки продвижения стрелковых подразделений и поддерживающих пехоту танков. Тогда майор Козак приказал танкам идти вперёд, а пехоте двигаться под их прикрытием, сам же сел на один из танков и повёл батальон на штурм.

Маршал Советского Союза Иван Баграмян так описывал его подвиг: «Несколько наших танков немцы подбили, но машина, на броне которой находился десант автоматчиков во главе с Козаком, чудом прошла сквозь огненную завесу и ворвалась в деревню. Майор, соскочив с танка, повёл бойцов на засевших в домах и подвалах фашистов. Очистив деревню, пехота и танки атаковали противника, занимавшего высоту с отметкой 43,3, что находилась в двух километрах западнее. Но превосходящие силы пехоты немцев двинулись в контратаку. Козак повёл бойцов вперёд, но был ранен в плечо. Наскоро перевязав рану, он снова появился в цепи атакующих и снова был ранен, на этот раз в голову. Очередная поспешная перевязка — и опять майор Козак в атаке. Осколок мины пронзил грудь бесстрашного командира…»

Высоту красноармейцы взяли, но многие при этом погибли. В том числе и 25-летний комбат Степан Козак.

В память о Первой мировой

30_06.jpg

До Второй мировой в Гольдбахе у подножия уже известного читателям холма стоял памятник жертвам Первой мировой. Обычный четырёхгранный обелиск с острым завершением, выложенный из полевых камней, с высеченными фамилиями на досках. На сегодня остались лишь его фундаменты.

Интересуюсь у охранника ФКУ КП-12, неспешно патрулирующего колонию-поселение:

- Это остатки постамента?

- Это, наверное, знаете, как у литовцев, божки такие. Такой же божок стоял… - «просветил» меня надзиратель.

Дом с табличкой

30_07.jpg

В Славинске сохранились дома, где на табличках значатся инициалы владельцев и годы постройки.

Крест в основание

30_10.jpg

С июня 2012 года у главной дороги, пересекающей весь посёлок, высится крест, под которым лежит валун. Табличка на камне гласит, что здесь построят часовню в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Внутри огороженной под строительство территории растёт трава по пояс, стройка, так и не начавшись, заброшена...






Талпаки или Талпакен

Что многие жители области могут сказать о Талпаках в Гвардейском районе? Наверняка, только одно: это транзитный посёлок, где можно остановиться и пообедать в местной чебуречной.И немногие знают, что буквально через дорогу от этой чебуречной всё ещё стоит средневековый замок.

Обитают во флигеле

Прусская деревня Талпакен существовала с незапамятных времён, но в середине XIII века её захватили немцы.

Маршал Тевтонского ордена Генрих Дуземер фон Арфберг в 1336 году распорядился водрузить здесь деревянно-земляную крепость. С трёх сторон её окружали болота.

Однако литовцы под предводительством своего князя Кейстутиса в 1376 году преодолели эти топи и сожгли немецкую твердыню.

30_11.jpg

Через три года после этого набега крепость тевтоны отстроили заново. Но уже в камне и с шириной стен в 1,5 метра.

Практически в первозданном виде она простояла вплоть до XX века.

Сейчас в её северном флигеле всё ещё живут люди.

Пройдя во внутренний дворик замка, можно обнаружить руины главного здания и остатки оборонительной стены. А ещё непонятные сараи, облепившие часть стены флигеля — дело рук местных мастеров.

Много тут добра

30_14.jpg

Через дорогу от той же популярной у путешественников чебуречной мы неожиданно обнаружили настоящий краеведческий музей. Он находится в магазине с немного странноватым названием «Диверсант».

Уже с порога посетителя встречают каменные ручные средневековые жернова и старинный, скорее всего, ганзейский якорь, облепленный наростами в виде затвердевших обитателей морского дна.

Продавец по имени Игорь ведёт нас в помещение, где царствует антиквариат. Здесь топоры и наконечники викингов (подлинные, по словам Игоря), древняя кольчуга, предметы быта пруссаков - пивные и аптечные бутылки и бутылочки, сервизы, часы, прялка, конское снаряжение…

Однако большинство предметов относятся ко Второй мировой. Это разнообразное оружие, форма, медали, сумки санитаров, полевые фляги.

Что-то из древностей можно купить, а что-то нет.

Куйбышевское или Петерсдорф

В четырёх километрах от Талпаков (в сторону Калининграда) находится небольшая живописная деревушка под названием Куйбышевское. Главная её достопримечательность — древняя кирха.

«Заколдованная» кирха

К старинной церкви, построенной в далёком 1368 году, как к заколдованной принцессе, не подойти: настолько заросла бурьяном.

30_15.jpg

Местный житель Олег (имя изменено) вызвался проводить нас к ней по малоприметной глазу тропинке.

Пока шли, из-под ног несколько раз с шумом вылетали притаившиеся среднего размера птицы — их тут множество. Просто птичья ферма какая-то.

- Вот здесь лежал немецкий карабин, - показывает Олег на выступ во внутренней стене кирхи. - И, указывая на безобразную дырку в земляном полу башни, - а вот здесь мы копали. Чуть дальше нас — питерские копали. Что нашли они — не знаю.

Олег рассказывает нам, где обнаруживались склепы и как их курочили. Спрашиваю, вандалил ли он тоже.

- Не-е, я этим не занимался, - открещивается наш проводник. И вдруг неожиданно признаётся: кирха эта после войны целой была. Его дед её лично поджёг.

- Зачем?

- Ну, этого уже никто не узнает...

К слову, выгорела церковь тогда основательно. В результате этого пожара исчезли старинный деревянный потолок арочной формы с росписью XVII века, кованые средневековые люстры, орган, рухнули колокола…

А вот церковный архив Петерсдорфской кирхи уцелел. Немцы смогли его вывезти и находится он сейчас в фондах библиотеки семейной истории в США, в Солт-Лейк-Сити (столица американского штата Юта).

Напротив входа в башню едва виден в бурьяне простой деревянный крест в память о похороненных здесь двух русских и трёх немецких воинах. Они погибли в Первую мировую.

- Года три назад приезжали сюда энтузиасты — немцы и русские, - говорит Олег. - Скосили всю траву. Хотели восстанавливать кирху. Но, наверное, передумали: дорого. А трава снова наросла.

От Родины

30.jpg

Этот валун (три метра в высоту и два с половиной в ширину) установили у дороги неподалёку от Петерсдорфской кирхи в 1920 году в память о селянах, погибших в Первую мировую.

На камне выбиты крест и эпитафия: «1914-1918 Den Helden die Heimat» (героям от Родины).






Зорино или Поппендорф

В четырёх километрах от Куйбышевского по дороге на Калининград находится крошечный, но достаточно древний посёлок Зорино.

Он отмечен ещё в документах, датированных 1355 годом. Перед войной там проживали чуть более 400 человек.

Одна веха большого пути

Поппендорф взяли воины 5-й гвардейской стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Георгия Петерса 23 января 1945 года.

Уже после войны в братскую могилу посёлка Зорино перенесли прах более 250 красноармейцев, павших в самом Поппендорфе и его окрестностях.

Что касается Героя Советского Союза Георгия Петерса, то взятие немецкого Поппендорфа стало одной из вех его непростого жизненного пути.

30_12.jpg

Петерс воевал на фронтах Первой мировой, Гражданской и Советско-польской войн, в 1938-м был арестован, но после расстрела Ежова реабилитирован. Прошёл всю Вторую мировую: оборонял Москву, участвовал в Ржевско-Вяземской операции, где его тяжело ранили, освобождал Орловщину, Брянщину, Белоруссию и Литву. Прошёл всю Восточную Пруссию (участвовал в штурме Кёнигсберга, Пиллау, в форсировании пролива Зеетиф (соединяет Калининградский и Гданьский заливы), во взятии косы Фрише-Нерунг (Балтийской косы).

Разработано в АЛЬФА Системс