Ехала на городском автобусе. Из-за пассажира, который отказался надевать маску, его остановили и нам предложили ждать следующего автобуса и ехать по купленным билетам. Но почти все ушли, так как не могли ждать.
Можно ли в таком случае вернуть билет кондуктору и получить свои деньги?
Светлана Игоревна П.
Отвечает Лариса Пряхина, главный специалист отдела потребительского рынка администрации Калининграда:
- В октябре 2020 года утвердили новые Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (постановление Правительства РФ №1586). Согласно пункту 34, если автобус или любой другой вид общественного транспорта остановился на линии и не имеет возможности продолжить движение из-за неисправности, ДТП или по другой причине, пассажиры могут использовать приобретённый билет в другом транспорте, указанном перевозчиком.
Пересадку производят кондуктор или водитель.
С расписанием общественного транспорта, интервалами движения маршрутов можно ознакомиться на информационных табличках остановочных пунктов либо на сайте администрации Калининграда klgd.ru («Направления деятельности» - «Транспорт и дороги» - «Действующая маршрутная сеть»).
К примеру, автобус №36 должен ходить с интервалом 15 минут в рабочие и 18 минут в выходные дни, а №12 — через каждые полчаса ежедневно.
Продавая билет пассажиру, перевозчик обязывается своевременно доставить его в пункт назначения. Таким образом, если подменное транспортное средство прибыло с нарушением расписания или пассажиру стало очевидно, что услуга перевозки не будет оказана в срок, то он может потребовать возврата денег в полном объёме на основании статьи 28 закона «О защите прав потребителей» - «Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)».
Кстати, в случае опоздания на важную встречу можно потребовать в суде даже возмещения упущенной выгоды.
Проездную плату перевозчик обязан вернуть в 10-дневный срок с момента предъявления претензии.
Пункт 60 Правил перевозки указывает, что возврат производят там, где продали билет, или в ином месте, указанном перевозчиком. Поэтому деньги возвращает и кондуктор, оформляя специальную ведомость с распиской пассажиров.
Тем, кто расплатился за проезд безналичным способом - транспортной картой «Волна Балтики» или банковской картой, деньги вернут на банковский счёт.
Для этого необходимо обратиться с требованием к перевозчику по его юридическому адресу (наименование и ИНН перевозчика указаны в билете).
Но если авария произошла не по его вине или, к примеру, нарушено электроснабжение микрорайона, то это считается обстоятельством непреодолимой силы. В этом случае перевозчик ответственности не несёт.
Что касается остановки транспорта из-за пассажиров, которые отказываются соблюдать обязательный масочный режим, то, с одной стороны, водитель и кондуктор не имеют права их перевозить (за это грозит крупный штраф), а, с другой стороны, услуга перевозки действительно не оказана должным образом.