Юго-восток нашей области богат на достопримечательности.
Там можно и хорошо отдохнуть, и узнать много нового, интересного. Однако есть одно но. Нужна машина
Галина ЛОГАЧЁВА, фото автора
Сегодня наш путь в посёлок Ясная Поляна Нестеровского района (до войны - Гросс Тракенен). Туда, где находился конный завод. Лучший и крупнейший не только в Восточной Пруссии, но и в мире.
Вход на его территорию до сих пор украшают каменные ворота в форме арки, к которым примыкает старый дворец ландштальмейстера (главного конюшего). Сейчас в этом дворце размещается средняя школа. Что очень радует.
Рог лося и Trakehnen
Внимательный путешественник обязательно отметит, что арку ворот в это коневодческое хозяйство до сих пор украшают рисунок лосиного рога и цифра «1732».
Дело в том, что рог лося был фирменным тавром тракененской породы лошадей, которое выжигалось на правом бедре лошади. Ну а цифра «1732» - это дата основания прусским королём Фридрихом Вильгельмом I «Королевского конного учреждения Trakehnen».
Амбициозный этот Фридрих по прозвищу «король-солдат» ставил задачу вывести здесь лучшую породу верховых спортивных лошадей.
И эту цель достигли.
Началось с того, что шестьсот солдат из Мемеля (Клайпеды) построили само поселение Тракенен. Затем сюда пригнали 1100 лошадей. И дело пошло.
Уже спустя три десятка лет тракененские лошади установили рекорд в конных поездках, обогнав обычных лошадок на отрезке Кёнигсберг-Берлин на целые сутки.
Кроме спортивных в Тракенене ещё выращивали и обучали охотничьих лошадей. Воспитывали жёстко, делая ставку на ум и выносливость. Считалось, что лошадь сама должна уметь находить выход из любых тяжёлых ситуаций.
Понятно, что такие экземпляры стоили дорого. Продавались они на специальных ежегодных аукционах, куда съезжались тысячи коневодов и покупателей из многих стран.
Интересный факт: когда армия Наполеона в 1806 году вторглась в Восточную Пруссию, тракененские табуны перегнали в Россию, чтобы не достались врагу и пережили нашествие.
Второй раз лошадей эвакуировали во время Первой мировой войны в 1914 году в Силезию (это историческая область в Центральной Европе, большая её часть входит сейчас в состав Польши). Но через два года их вернули, завод восстановили.
Отель «Elf»
Осмотр посёлка Ясная Поляна я начала всё же не с территории, где находился конезавод, а с центра. Там достаточно удобная стоянка для машин. Напротив стоянки — бывшая гостиница «Эльф», построенная в начале XX века и принадлежавшая конезаводу. Сейчас в ней местная библиотека и магазин. Само здание заслуживает, конечно, лучшего обращения — оно запущено, ремонт, как видно, не проводился давно.
А когда-то ведь этот отель рекламировался на открытках. Располагал 25 номерами, имел немыслимые в то время удобства - электрическое освещение и центральное водоснабжение и предлагал гостям услуги автозаправки и автосервиса.
Фасад отеля выходит на главную дорогу посёлка, к которой примыкает небольшой живописный парк.
По воспоминаниям тракененцев до войны в этом парке бил шумный фонтан. Сегодня его роль выполняет небольшой бодрый водопад речки Раковк
а, бегущей под мостом. А дорога через этот мост и ведёт как раз к бывшему конезаводу.
Темпельхютер или «Хранитель храма»
Как я уже писала выше, к главным воротам конезавода примыкал старый дворец, сейчас - школа. А перед школьными окнами стоит копия бронзовой статуи жеребца-производителя Темпельхютера.
Сам же памятник работы скульптора Райнхольда Кюбарта установили в 1932 году в честь 200-летия образования завода. На его открытии присутствовал и сам Темпельхютер (в переводе с немецкого - «Хранитель храма»), принесший конезаводу мировую славу.
Он родился в 1904 году, и за 29 лет жизни дал 366 потомков, среди которых 56 жеребцов, ставших производителями.
Кстати, в 1936 году на XI Олимпиаде в Берлине первое и второе места в выездке завоевали его потомки, Кронос и Абзинтх.
После окончания Великой Отечественной войны статую вывезли в Москву и по личному указанию маршала Будённого передали музею коневодства при Тимирязевской сельскохозяйственной академии, установили прямо у входа. Но в 1990-х её повредили хулиганы. Поэтому после реставрации бронзового Темпельхютера переместили на территорию внутренней части музея.
Копию же статуи, которая сейчас стоит в Ясной Поляне, отлил Андрей Шевцов в 2013 году.
Конечно, лошадей в Ясной Поляне никто уже давным-давно не разводит. От былого размаха Тракененского комплекса, занимавшего перед войной 6021 гектар, практически ничего не осталось.
Немцам в 1945-м удалось эвакуировать часть тракененских лошадей, но в Германию их попало менее тысячи.
С немецкой чёткостью и русской душой
23 октября 1944 года Гросс Тракенен взяли воины 55-й гвардейской Иркутско-Пинской стрелковой дивизии.
Часть лошадей досталась СССР в виде трофея. Их привезли на конный завод в Ростов-на-Дону.
Трудолюбивые и простые в содержании, они прижились и на юге России. Их стали называть «русские тракенены».
В Ростове заинтересовались историей их разведения. Выяснилось, какие именно задачи ставил Фридрих Вильгельм I своим коневодам, когда повелел основать в Тракенене конезавод.
Лошадь должна обладать силой и выносливостью, быть здоровой, удобной, быстрой и лёгкой. А ещё — привлекательной внешне (чтобы на ней офицер смотрелся представительно и выигрышно).
И все эти качества имелись у тракененских лошадок.
Они приближали Победу
В центре Ясной Поляны, рядом со стоянкой, - братская могила.
Там хоронили погибших советских бойцов сразу же после октябрьских боёв 1944 года. А уже после войны перезахоранивали останки убитых из окрестных братских могил.
На сегодня на территории площадью 2500 кв. м, выложенной плиткой и огороженной невысоким металлическим забором, захоронено более 3,8 тысяч воинов.
Пали за державу
Буквально километрах в пяти к западу от Ясной Поляны есть ещё один воинский мемориал. Называется «Маттишкемен» (ныне это посёлок Совхозное). Находится он в лесу, поэтому примерно с километр от Совхозного придётся ехать по грунтовке.
И посетить его стоит.
По сути это благоустроенное кладбище, в память павших в Первую мировую войну, ещё немецкое.
Но кроме 646 германских воинов здесь похоронено и 438 российских, которые пали 20 августа 1914 года в центре Гумбиннен-Гольдапского сражения.
Кстати, с территории кладбища открывается прекрасный вид на Гумбинненское поле, где впервые в истории русские применили свою артиллерию против бронетехники немцев.
Именно здесь, на Гумбинненском поле, наши геройские полки и батареи нанесли поражение германскому XVII армейскому корпусу и этим определили исход этого сражения, одного из центральных в Первой мировой войне.
Немецкие воины погребены отдельно от российских. Мемориал выглядит ухоженным. Здесь необычайно тихо. Только перекликаются птицы, перескакивая с ветки на ветку. А ещё шумит ветер.
Но, похоже, что не он всё же колеблет воздух. А как будто вздохи, глубокие вздохи…