Страшно представить, какие жестокие бои проходили в январе-феврале 1945 года в районе села Другинен (сейчас Переславское). Красноармейцев полегло здесь - тысячи
Галина ЛОГАЧЁВА
Овладение местностью затрудняла главным образом гора Гальтгарбен — самая высокая точка всего Земландского полуострова, расположенная немного западнее Другинена (Переславского). Кстати, она всего лишь в 17-18 км от Калининграда, южнее шоссе, соединяющего Переславское и Кумачёво. В хорошую погоду с неё прекрасно просматривался даже Кранц (сейчас Зеленоградск).
И на сегодня пробраться к этой горе по-прежнему затруднительно (я пыталась). С трёх сторон она окружена болотом и холмами, заросшими лесом. Только в западной её части есть дорожка наверх. Но и тут засада: на пути к вершине - воинская часть. Так что покорить гору простому обывателю в настоящий момент не представляется возможным.
Обиталище Брутена
А между тем гора Гальтгарбен буквально овеяна легендами. У древних пруссов она считалась сакральной и называлась Эрайно. На ней находилась крепость Брутена (брата-близнеца первого властителя Пруссии Видевута).
Скульптурная композиция на мемориале в Переславском. |
К слову, братья Видевут и Брутен — интереснейшие личности в истории древней Пруссии. Приплыли они сюда в VI веке вместе со своими людьми и домашним скарбом по Балтийскому морю с востока, спасаясь от ярости вытеснявших их готских племён. И увидели: здешний народ тёмен.
Видевут и Брутен взялись за просвещение - обучили местных жителей поклоняться богам Патолсу, Потримпсу и Перкунасу, основав множество капищ.
По легенде, одно из капищ воздвигнул Видевут именно на горе Эрайно (Гальтгарбен), где и обосновался его брат Брутен. А рядом братья построили городище и обнесли его двойным валом с частоколами, перед которыми вырыли глубокий ров.
Когда братья состарились, они передали власть своим детям, разделив между ними земли и имущество. А сами по обычаю предков развели перед священным дубом жертвенный костёр и, бросившись в него, вознеслись на небо к своим богам.
Крест Шеффнера
Рыцари Тевтонского ордена, вторгшиеся в начале XIII века в Пруссию, обитель Брутена, которой давно уже владели его потомки, взяли без особого напряжения.
Покорённую местность вместе с горой Гальтгарбен подарили епископам. Много позже она перешла к королю Пруссии. А в сентябре 1818 года по инициативе военного и налогового советника Иоганна Георга Шеффнера на Гальтгарбене установили крест на гранитных блоках в память о солдатах, павших в освободительной войне против Наполеоновской армии.
Памятник-танк на 19-м километре старой дороги
Калининград-Светлогорск. |
На литых железных плитах перечислялись сражения той народной войны. Шеффнер, по всей видимости, до конца своей жизни остро сочувствовал страданиям своих земляков, вынесших нашествие французов, поэтому и велел похоронить себя рядом с воздвигнутым им крестом. Что и сделали.
К слову, человеком он был незаурядным. Родился в Кёнигсберге в 1736 году, учился в Альбертине, добровольно ушёл на войну (Семилетнюю, длившуюся с 1756 по 1763-й). В январе 1761 года вступил в масонскую ложу Трёх корон. Поддерживал хорошие отношения с Кантом и другими своими замечательными современниками, жившими в Кёнигсберге.
Башня Бисмарка
В середине 1906 года на горе Гальтгарбен, на самой высокой её точке, 111,4 метра над уровнем моря, построили одну из восьми башен Бисмарка на территории Пруссии. Её высота составляла 22,6 метра. Наверху башни располагалась чаша для огня, а над входом поместили родовой герб Бисмарков.
Идея о сооружении на горе башни родилась в 1898 году. Но только 1 мая 1902 года объявили конкурс на проектирование. Победителем стал архитектор Рихард Йопесн Детлефсен из Кёнигсберга.
Собирали средства на строительство долго и трудно, неоднократно проводя для этого специальные благотворительные вечера. Интересно ещё то, что при строительстве башни использовали гранитные валуны, найденные на Земландском полуострове.
Со временем башня Бисмарка и крест Шеффнера стали популярнейшим местом для проведения митингов и народных гуляний. Зимой с южного склона с удовольствием скатывались лыжники, обустроив там несколько лыжных трасс, в том числе одну с трамплином.
В феврале-апреле 1945-го гора и башня несколько раз переходили то к советским, то к немецким подразделениям. При этом потери с обеих сторон были огромными, ведь с такого отличного наблюдательного пункта просматривалась обширная территория вплоть до моря, незаметными к горе трудно пробраться.
ночь на 1 марта 1945 вершина горы находилась под контролем Красной Армии. Однако под прикрытием темноты сюда сумели проникнуть солдаты противника. Башню Бисмарка тогда подорвали по приказу командующего 43-ей армией генерала Белобородова. Саму же гору обстреляли реактивными снарядами из двух «Катюш». К слову, бои на западных подступах к горе Гальтгарбен продолжались ещё и после овладения Кёнигсбергом 9 апреля 1945 года.
Вся география страны
До февральских боёв 1945 года на Гальтгарбене существовало множество мелких поселений. Все они были разрушены и впоследствии стали ориентирами многочисленных воинских захоронений.
9 мая 1985 года на мемориал в Переславское торжественно перенесли останки советских бойцов с воинских могил, разбросанных на большой территории - от посёлка Холмогоровка до Логвино, Кумачёво, с горы Гальтгарбен.
К такому эпохальному событию руководство Переславского подготовилось со всей ответственностью: пригласили родственников погибших (кого смогли разыскать). И приехали люди практически со всех концов огромного СССР. Размещали их в гостиницах и в частных домах.
Кстати, 9 мая 1985-го на перезахоронении останков присутствовали мать, а также брат и племянник Героя Советского Союза Николая Катина.
Мать Героя Советского Союза Николая Катина,
его брат и племянник на открытиии мемориала 9 мая 1985 года. |
В местной библиотеке бережно хранят фотографии, ещё чёрно-белые, отснятые 9 мая на мемориале, спустя сорок лет после окончания Великой Отечественной войны.
С момента открытия мемориала сюда уже раз пять подзахоранивали останки солдат, обнаруженные поисковиками после 1985 года. В общей сложности здесь похоронены почти 7000 человек.
К нынешним майским праздникам скульптурную группу на мемориале, представляющую собой трёх идущих в атаку бойцов, у ног которых лежит раненый воин, обновили. Подкрасили и оградки большой братской могилы.
Местные жители говорят, что сюда до сих пор приезжают родственники погибших с Краснодара, Северодвинска, Москвы. Дают людям деньги, чтобы у подножия мраморных плит всегда лежали цветы.
Шесть героев, шесть судеб
На мемориале в Переславском покоятся останки шести Героев Советского Союза. Рассказываю коротко о каждом.
Последняя граната
Последний бой старшего лейтенанта Катина проходил в местечке Гросс-Фридрихсберг (ныне посёлок Совхозное, он находится между Чкаловском и А.Космодемьянского). Здесь располагалась усадьба одного из нацистских бонз - гауляйтера Восточной Пруссии Эриха Коха.
Ворвавшись в посёлок, рота Катина отрезала пути к отступлению немецкого гарнизона. Но красноармейцев на этом участке оказалось слишком мало, чтобы развить успех. Роте пришлось засесть в домах и вести оборону. После пятой атаки гитлеровцев в живых от роты остались лишь два солдата, да сам командир. Бойцы отстреливались из одного пулемёта, а Катин из другого. После очередного разрыва снаряда пулемёт за спиной старлея замолчал — красноармейцы погибли.
И Катин, перебегая от одного пулемёта к другому, стрелял в обе стороны улицы.
Когда пулемётные ленты кончились, к дому подползло самоходное орудие. Его Катин подбил гранатой. Последнюю гранату он припас для себя. Как только фашисты ворвались в дом, чтобы взять героя живым, Николай бросил её себе под ноги. На момент гибели Николаю Катину было всего 20 лет.
Ас на ИЛе-2
Гвардии лейтенант военный лётчик Александр Петрович Маслов был немногим старше Катина. На момент гибели ему исполнилось 22 года.
Когда я читала, как роман, записи в учётной картотеке, где описывались некоторые его бои и боевые вылеты, меня переполняли два чувства. Это восхищение (какие отважные всё-таки у нас люди в России!) и горечь (его ИЛ-2 «сбили зенитной артиллерией над целью в 2 км. восточнее Меденау» (сейчас Логвино).
Участвовал Александр Маслов в освобождении Донбасса, Белоруссии, Литвы.
До вступления на территорию Восточной Пруссии на его счету числились 103 успешных вылета на ИЛ-2, шестнадцать боёв с истребителями противника, где он и атаковал, и прикрывал товарищей, и спасал своего ведущего, командира.
А ещё 12 уничтоженных танков, 8 батарей полевой артиллерии, 4 миномётных батареи, 46 сожжённых автомашин, 2 склада с боеприпасами, 1 с горючим, 3 паровоза, 25 вагонов с грузом, 4 батареи МЗА и ЗА, более 1000 уничтоженных немецких солдат и офицеров, которых Александр расстреливал из пулемёта и пушек, снижаясь до бреющего полёта.
«Всегда оказывает эффективную помощь наземным войскам, умелый разведчик, фотографирует объекты даже под ураганным огнём противника, снимает передний край немцев даже с высоты 300-400 метров», - записано в представлении Александра Маслова к Ордену Отечественной войны I степени в добавление к двум уже имеющимся у него Орденам Красного Знамени.
Звание Героя Советского Союза доблестный лётчик получил ещё при жизни за блестяще проведённую воздушную операцию 23 февраля 1945 года в небе над Восточной Пруссией.
Все на одного!
Василий Головкин, уроженец Калужской области, воевал с первого дня войны, с 22 июня 1941 года. К моменту вступления наших войск на территорию Восточной Пруссии командовал взводом и для своих солдат был отцом-командиром, хотя ему и сровнялось тогда всего-то 24 года. (В его наградных документах так и писали: «Головкинцы пошли в атаку», «родной командир»).
18 февраля 1945-го немцы бросили в контратаку против 14 «головкинцев» 120 человек пехоты и 3 танка при поддержке артиллерии и миномётов. Его бойцы не дрогнули и стали отбиваться из винтовок (винтовок (!) - это в конце-то войны! - авт.), автоматов и одного пулемёта. И, представьте, отбились! «Враг оставил на поле боя до 60 трупов и 1 танк, - писали в представлении Василия Головкина к званию Героя Советского Союза. - Противник был отброшен на исходные позиции».
А 19 февраля лейтенанта Головкина убили в бою под Кумененом (ныне Кумачёво). Из родных у него остался только отец, Степан Алексеевич.
Т-34
Командир взвода танков Т-34 2-го танкового батальона младший лейтенант Борис Гладков к моменту проведения Восточно-Прусской операции был опытным танкистом, воевал с июля 1941 года, имел одно тяжёлое ранение.
В декабре 1944-го к его Ордену Отечественной войны II степени прибавилась Золотая Звезда Героя (ему было 22 года).
В представлении к награде писали: «Первым прорвался к мосту через реку, уничтожил батарею средних пушек, рассеял колонну автомашин и танков противника и удерживал мост от взрыва до прихода главных сил. В следующем бою уничтожил гарнизон села, захватил 6 исправных пушек и 3 склада с боеприпасами и вещевым имуществом противника».
Был убит 13 апреля 1945 года возле Куменена (Кумачёво). В графе «где похоронен» указано, цитирую, «к северо-востоку от дороги 15 м».
Вот такие ориентиры...
Сапёр и разведчик
28-летний командир отделения разведки Герой Советского Союза Виктор Зимин скончался от ран 16 февраля 1945-го у местечка Корнитен (возле современного Люблино).
В августе 1943-го был награждён Орденом Красной Звезды за то, что в течение двух дней наступления снял под огнём противника 105 мин. В октябре 1943 получил Орден Отечественной войны II степени за оперативное наведение моста через Днепр, в феврале 1944-го - медаль «За отвагу» за постройку моста через переправу под ураганным огнём противника.
В декабре того же года награждён Орденом Красной Звезды. Его подвиг описывается так: будучи руководителем группы разведки, Виктор Зимин производил проходы в минных полях (от Пилькаллена (Добровольска) до Лазденена (Краснознаменска)). Причём, опять же, под огнём немцев.
Но вот как именно погиб Виктор Зимин и за что его наградили Золотой Звездой Героя, мне найти не удалось.
И огнём и колёсами
19-летний башкирский паренёк Зайнула Мустакимов, командир орудия, Герой Советского Союза, был убит в конце февраля 1945-го под местечком Реессен (ныне Колосовка).
Отличился ещё в октябре 1944-го. Цитирую наградной документ к его Ордену Красной Звезды: «В период наступательных боёв юго-западнее Шауляя, вырвавшись вперёд нашей пехоты, прямой наводкой расстреливал живую силу и технику врага. Подавил 5 огневых точек, уничтожив при этом до 35 гитлеровцев… Огнём и колёсами поддерживал нашу наступающую пехоту».
А вот за что именно Зайнула Мустакимов получил звание Героя Советского Союза мне, опять же, найти не удалось.
В народе просто «Танк»
Все, кто когда-либо ехал на машине по старой дороге Калининград-Светлогорск, пожалуй, знают главную достопримечательность этой трассы — стоящий на постаменте памятник-танк Т-34.
Здесь 22 апреля 1945 года на 19-м километре дороги согласно решению советского командования похоронили 59 танкистов 28-й гвардейской отдельной танковой бригады, погибших в боях за Земландский полуостров и при штурме Кёнигсберга.
Позже, в разные годы, сюда переносили останки бойцов из других воинских могил. И так образовался мемориал, где покоятся сейчас более 570 воинов.
Танк установили в 1969 году. На броне имеется мемориальная доска, где написано: «При штурме Кёнигсберга пали смертью храбрых 7.IV.1945 г. Экипаж танка: старшина Борисов Е.А., ст. сержант Васляев П.Ф., старшина Коробов В.Н., сержант Яковенко И.А.».
Поскольку на сегодня почти все документы времён войны находятся в свободном доступе, мне захотелось больше узнать о людях, имена которых увековечили.
Башня Бисмарка на горе Гальтгарбен. |
Прочитав документы, я удивилась: только двое из обозначенных бойцов были танкистами.
Это механик-водитель танка Т-34 2-го танкового батальона гвардии старший сержант Пётр Васляев и пулемётчик танка Т-34 младший сержант Иван Яковенко. И оба они погибли не 7-го, а 6 апреля 1945-го, находясь, возможно, в одном танке.
Петру Васляеву на момент гибели шёл 21-й год. Имелась у него медаль «За отвагу» за то, что «обеспечивая связь комроты с комбатом, был дважды ранен, но из поля боя не вышел, гранатой убил 2 немцев». А пулемётчик танка Иван Яковенко не успел ни медаль ни орден получить: на момент гибели ему было всего 18 лет.
Что касается Егора Афанасьевича Борисова, то он был связистом. Имел Орден Красной Звезды за то, что 7 октября 1944 года в условиях боя на территории Литвы блестяще выполнил поставленную задачу — проложил связь на три часа раньше поставленного срока. А 10 октября проложил линию связи через Неман по району, обстреливаемому артминомётным огнём. «Переправы через Неман не было, - написано в наградном документе. - Тов. Борисов, цепляясь за брёвна, вплавь с грузом (телефонным кабелем) сумел обеспечить связь на 1 час 50 минут раньше указанного срока». А погиб он, действительно, в том районе, где стоит сейчас на постаменте танк и, действительно, 7 апреля (в возрасте 22 лет).
Коробов Василий Николаевич, который указан как член экипажа танка, на самом деле был старшим писарем штаба батальона. Погиб от разрыва снаряда 17 апреля. Награждён Орденом Отечественной войны II степени посмертно. К моменту гибели имел медаль «За боевые заслуги».